Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА 
 

Похоже, мы уже поняли: наши подрастающие дети не хотят, чтобы их считали детьми. Двенадцать-пятнадцать лет – возраст активного исследования внешнего, взрослого мира. И школа в привычных ее формах нужна ребятам в это время меньше всего. Зато очень нужны понимающие сверстники и взрослые, с которыми можно обсуждать свои проблемы и настоящее дело, связанное с реальной пользой и даже реальной опасностью. Поэтому многие подростки после уроков (а иногда и вместо) заняты бизнесом, поэтому они так часто ходят в кино, воспринимая взрослые кинофильмы как энциклопедию жизненных ситуаций и даже пособие по истории. Уличная словесность, уличная математика, уличная история... Может быть, не стоит от них отмахиваться, считая помехой в настоящем образовании, а еще раз подумать, как соединить сегодняшние потребности подростков с их будущим, которое все-таки от образования зависит?

Людмила БОРИСОВА

Бизнес, деньги, богатство...

Что стоит за этими словами для нынешних подростков?
Ответ не так прост, как нам кажется...

“Деньги нужны детям не меньше, чем взрослым. Недостаточно есть, спать и учиться. В жизни много такого, без чего трудно обойтись. Хотя бы комнатные цветы...” – писал Януш Корчак в повести “Маленький бизнесмен”. Вот уж действительно, без чего мальчику-подростку трудно обойтись, так это без комнатных цветов... Ну просто нет жизни... Эта тонкая ирония с особой глубиной подчеркивает уважение к детским потребностям. Корчак понимал, что нельзя удовлетворить потребность в деньгах за чужой счет. Он хотел научить детей зарабатывать деньги – честно и с умом. “Маленький бизнесмен” – это повесть о мальчике, открывшем в своем классе кооператив. Через сомнения и размышления начинающего предпринимателя Джека Фултона, его личное упорство, сотрудничество с товарищами по классу, взаимодействие со взрослыми становятся доступными детскому пониманию сложные экономические категории: учет, кредит, налоги, банк, банкротство, страховка, оптовые закупки, скидки, прибыль, взаимопомощь, ответственность…
Проведенное нами социологическое обследование 1600 выпускников общеобразовательных школ Томска, Барнаула, Новосибирска позволяет понять, насколько широко распространена экономическая инициатива в подростковой среде, и изучить сопутствующие актуальные социальные проблемы.

Работа и бизнес – есть же разница!

При ближайшем рассмотрении оказалось, что в сознании многих подростков работа и бизнес — не одно и то же. Не все сказали, что они работали. Выходит так, что можно заниматься бизнесом, но не считать это работой, даже если получаешь неплохие деньги:
«Мне кажется, что работа и бизнес – это две похожие, но различные вещи. Бизнес – это дело, которое заинтересовало тебя, ты сам создал его, а работа — это место, предприятие, где ты не всегда работаешь с интересом и отдачей своему делу».
«В моем понимании слово “бизнес” означает род коммерческой деятельности, приносящей доход. Я разделяю два таких понятия, как работа и бизнес, так как работа — это учитель, повар, плотник, шофер и др., а бизнесмен — это бизнесмен».
Подавляющая часть школьников связывают представления о бизнесе с процессами уличной торговли, перепродажи, с деятельностью, не требующей специального образования, подготовки или умений:
«Бизнесом можно заниматься и не имея специального образования, это можно даже школьникам».
«Бизнес для нас и наших сверстников – это торговать в ларьке».
«Я не против бизнеса. Например, мой друг летом покупал мотоцикл, а потом, когда на нем немного покатался, продал его на 900 рублей дороже».
Редко взгляды школьников на «бизнес» носят масштабный характер. Для очень небольшой группы подростков бизнес связан с крупными предприятиями, деятельностью, имеющей уровень макроэкономических процессов, лишь некоторые определяют «бизнес» глобально:
«Для меня бизнес означает прибыльное зарабатывание денег, как правило, в сфере большой экономики».
«Бизнес – это крупная коммерческая деятельность, в которой вы большой предприниматель и решаете все проблемы, касающиеся вашего бизнеса».

Бизнес – это получение дохода, денежного благополучия, материальной независимости:
«Если правильно делать бизнес, правильно его поставить, то он будет приносить довольно неплохой доход, а деньги нужны».
«Для меня слово “бизнес” означает хорошую прибыль, связи в “высшем” обществе и постоянные проблемы».

Бизнес в отличие от работы – это возможность проявления инициативы и самостоятельности, это работа на себя, невмешательство государства, сфера формирования экономической свободы:
«Для меня слово “бизнес” означает заработок денег вне зависимости от государства».
«Бизнесом человек занимается сам, а работу человеку дают».
Бизнес — это наличие риска, опасности, криминальных связей:
«Сейчас преуспевающий бизнесмен рискует своей жизнью намного больше, чем какой-нибудь агроном или строитель. Бизнес для меня – это жизнь, может быть, и в удовольствие, но в то же время с большой долей риска».
«Мне кажется, бизнес – это такое дело, в котором участвуют наиболее рискованные и предприимчивые люди».
«Бизнес — это такое дело, которое приносит прибыль, и этим заниматься рискованно, потому что всегда есть конкуренты или иные соперники по твоему делу».

Оказывается, понятия «работа» и «бизнес» для многих молодых людей — не праздный вопрос. Бизнес актуален. Подростки «улавливают» его основные черты, не только связывая с самостоятельностью и инициативой, но и с определенной долей риска. Тревожит то, что бизнес в их представлении стеснен горизонтом торговли: уличной, торговлей в ларьках, торговлей, связанной с перепродажей самого низкого, вульгарного уровня. Все это говорит о необходимости скорейшего вмешательства системы образования, других социализирующих институтов в процесс формирования молодых людей как полноценных, грамотных, успешных бизнесменов, то есть честных, свободных, законопослушных работников.

Богатство любой ценой?

Привычка старшего поколения жить в уравнительном, чаще всего минимальном достатке сформировала представление о бедности как о норме жизни. “Богатые – грабители, экспроприаторы, бедные (люмпен-пролетариат) — честные и нравственные люди” — эта старая идеологема прочно укоренилась в массовом сознании россиян. На этом фоне положительное отношение молодых людей к богатству кажется вопиющей безнравственностью.

Изучение «детских» источников денежных доходов показывает, что основной из них – «дают родители, родственники». Родительский источник постепенно увеличивается – с 78% в 1995 году до 91% в 1999-м. Второй заметный источник денежных поступлений – оказание различных услуг и другие виды трудовой деятельности, в которых участвуют подростки, за этот период удвоился: с 10 до 21%. Третий весьма значительный по величине источник заставляет серьезно насторожиться – от 16% выпускников 1995 года до 11% тех, кто оканчивал школу в 1999 году, не хотели бы говорить о способах доставания денег.
Богатство как ценностная ориентация оказалось сильным дифференцирующим фактором не только сознания, но и поведения, не только в отдаленном будущем, когда наши подростки станут взрослыми самостоятельными людьми и возьмутся за добычу этого самого богатства. Представленные здесь данные показывают, что уже сегодня половина мальчиков и четвертая часть девочек, которые сказали, что они хотят стать богатыми даже с риском уголовного наказания, достают деньги способами, о которых не хотели бы говорить. И это происходит в условиях, когда более 70% мальчиков и 90% девочек из этих жаждущих богатства любой ценой получают на свои расходы деньги от родителей.

Распределение ответов юношей и девушек на вопрос:
“Как ты относишься к богатству?”, %

Распределение ответов юношей и девушек на вопрос: “Как ты относишься к богатству?”, %

Трудности рынка: чем рискуют подростки

Предпринимательская деятельность представляет собой зону повышенного риска, и не только экономического, но и физического. Это касается не только “взрослого” общества. Дети, находясь в тех же экономически и экологически опасных обстоятельствах, подвергаются объективно возникающему риску, при этом и сами дети своим поведением создают опасные ситуации или попадают в них по неопытности.

С какими трудностями приходится сталкиваться
твоим сверстникам в бизнесе?, %

С какими трудностями приходится сталкиваться  твоим сверстникам в бизнесе?, %

И все-таки положительный опыт

Люди по-разному относятся к новым условиям и видам деятельности, в том числе к бизнесу и коммерции, видят и ценят в них разное. Жизненные установки молодых людей, сформировавшиеся за 17 лет их роста и взросления, определяют разное отношение к тому положительному, что может дать занятие бизнесом. Рассмотрим это сквозь ту же социально-психологическую призму – через отношение подростков к богатству.
Все три группы молодых людей, но в разной мере (от 70 до 94%) считают, что главный положительный результат участия в бизнесе – деньги. Многое хорошее, что дает бизнес, одинаково оценивают подростки, относящиеся к группам с разными ценностными ориентациями: они почти одинаково высоко оценивают значимость приобретения жизненного опыта (50%), уверенности в себе (50–60%), развития организаторских способностей (40–50%). Довольно дружно, но весьма сдержанно они проголосовали за получение опыта профессиональной ориентации (15–20%).
То, что бизнес-деятельность дает возможность приобрести деловые связи с нужными людьми, завязать полезные знакомства, а то и дружбу с партнерами, понимают все, но особенно высоко оценили значимость этого те подростки, для которых богатство является суперценностью. Они знают, как трудно, а то и невозможно действовать в одиночку, что новичкам, не имеющим покровителей и компаньонов, удержаться в бизнесе, дающем большие деньги, сложно.
Стоит обратить внимание на совершенно разное отношение к такому важному делу, как помощь семье. Около 42–43% подростков, принадлежащих к группам законопослушных и безразлично относящихся к богатству, уверены, что бизнес приносит пользу семье. Видимо, свои заработки они в основном отдавали родителям. А у жаждущих богатства любой ценой помощь семье оказалась не только на предпоследнем месте, но получила самый низкий процент голосов (около 30%).
Поиск легких путей достижения богатства, неразборчивость в выборе средств, тем более желание стать богатым с риском уголовного наказания – эти антисоциальные нормы, все более распространяющиеся в молодежной среде, не могут принять не только люди со старыми взглядами, но и молодежь с новым мышлением. Богатство станет новой ценностью, когда оно будет достигаться не любой ценой, не путем преступления, а трудом и умом. 90% обследованных нами выпускников средних школ в основном разделяют эту позицию. Будем надеяться, что новые (предприимчивые, самостоятельные и богатые) русские появятся в большом количестве, а криминальные средства обретения богатства и уголовный смысл этого определения постепенно исчезнут.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"