Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
НОВЫЕ ЦЕННОСТИ

Сергей ЛЕБЕДЕВ

Говорят, она совсем не военная
и не подготовка вовсе...

Но старшеклассникам снова дадут автоматы и заставят ходить строем

5 марта в Кремле состоялось заседание Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. В нем приняли участие «профильные» министры, деятели культуры, руководители федеральных телеканалов.
Разброс обсуждавшихся тем казался непомерно большим, но, по сути, все говорили об одном – «как нам вырастить новое полноценное поколение граждан?».
В своем выступлении В.Путин затронул и проблемы школы. «Нам нужна новая педагогика, опирающаяся на новую систему ценностей», – заявил президент.
Попробуем проследить, как это заявление президента соотносится со школьной реальностью...

Очевидно, что та действительно новая система ценностей, возникшая в школе за десять постсоветских лет, во многом обязана своим появлением Закону «Об образовании». Именно в нем закреплены новообретенные константы школьной жизни – светскость, свобода и плюрализм, демократический, государственно-общественный механизм управления. И, конечно, гражданский, гуманистический характер школы.
Так что новая система ценностей у нас уже есть.
Еще недавно мы могли уверенно сказать, что жизнь в школе действительно определяется положениями Закона «Об образовании». И в этой среде рождается новая педагогика: учителя постепенно учатся работать исходя из новых предпосылок, делать это свободно и творчески.
Однако сейчас этого уже нельзя сказать с прежней уверенностью. Демократические свободы школы урезаются все больше и больше. Краеугольные положения школьной жизни превращаются для заинтересованных ведомств в камни преткновения. А значит – их обходят, умалчивают, подменяют. В частности, такое произошло и с гражданским характером образования.
В Законе «Об образовании» написано: «...Военная подготовка в гражданских общеобразовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей)». Это означает, что никто не вправе обязать ученика зубрить армейский устав, разбирать и собирать АКМ и рыть окопы.
Но, оказывается, «военная подготовка» – это одно, а «обучение граждан начальным знаниям в области обороны и подготовка по основам военной службы» – совсем другое! С третьего мая прошлого года, согласно совместному приказу министра образования и министра обороны.
Теперь все школьники, достигшие 16 лет (за исключением негодных по здоровью), будут изучать «конструкцию и правила обращения с ручным стрелковым оружием, основы тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросы радиационной, химической, биологической защиты войск и населения». В обязательном порядке. С выставлением оценки в аттестат и выездом на военные сборы летом.
Кому не нравится – два шага вперед!
Проблема проста: в Законе «Об образовании» написано про «военную подготовку», но не объясняется, что это такое. Поэтому строевые упражнения, военные сборы и бег в противогазе можно назвать как-то иначе... и спокойно вводить в школах. Такова логика двух ведомств – Министерства образования и Министерства обороны, издавших приказ. Логика на первый взгляд детская: смени название – изменится содержание. А на деле – взрослая и циничная: не можем перекроить закон – устроим подмену.
Никто уже не вспоминает, что школа у нас гражданская и отсутствие военных дисциплин есть отдельный, в нашем случае основополагающий, образовательный принцип.
Но может быть, «военная подготовка» и «обучение основам...» действительно разные вещи? Вышедший в 1992 году Закон «Об образовании» отменил в школах НВП, вывел эту дисциплину за рамки обязательного курса. А сегодня нам предлагают “обучение основам...”. Итак, сравним эти две программы обучения военным дисциплинам – советскую и российскую...
«Задачами прохождения учащимися курса по НВП являются:
– изучение основ организации военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ радиационной, химической и биологической защиты войск и населения, получение навыков медицинской, огневой, строевой, тактической подготовки».
«Задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются:
– изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения».
Найдете хоть одно отличие – получите приз от Министерства юстиции, которое зарегистрировало совместный приказ министров образования и обороны, прямо нарушающий Закон «Об образовании», и теперь, надеемся, ищет себе оправданий.
Возрождение НВП – это и есть та новая педагогика, о необходимости которой говорит президент?
...Учитель может рассуждать о новых ценностях, проводить уроки в оснащенных компьютерами классах, быть эрудированным профессионалом. Но если он будет считать своих учеников винтиками или шестеренками, такое почувствуют сразу. И вся педагогика сведется к обману и принуждению.
«Мы должны вырастить новое, полноценное поколение граждан...»
Во многих регионах страны военкоматы уже методически обеспечивают обучение НВП. Время выбрано правильно – 25 марта заканчивается курс, 1 апреля стартует призыв. Списки обученных стрелять и ходить строем школы отправляют в военкомат.
Круг замкнулся.
Если мы хотим, чтобы в школах действительно появилась новая педагогика, не надо этому мешать. Не надо заставлять учителей учить тому, чего требует не учительский долг, а интересы власти.
А новая система ценностей у нас уже есть...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"