Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 52 
 

Борис СОКОЛОВ

Магия мифов

Альдебиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь.

Альдебиль М.Ф.
В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь.
СПб.: Паритет, 2002

Петербургский историк Маргарита Альдебиль знакомит нас с волшебным миром мифов. По ее мнению, «в нашем столетии происходит очень ощутимое возвращение к мифу – это неизбежный ответ на вызов уже давно прошедшей эпохи Просвещения, объявившей рационально постигаемые истины единственно достойными знания. И этот путь ведет нас к мифологии… Именно от нее, как это ни парадоксально звучит, можно ожидать новых, то есть хорошо забытых старых, мыслей о нашем мире и о путях его развития». Мифы отражают самые древние пласты человеческого разума и потому могут подсказать направление эволюции человеческого мышления. По мнению автора, «даже вещи, порой самые обычные, повседневные, могут вести себя совсем не так, как мы к тому привыкли, а делать все, что им заблагорассудится, и часто влиять на жизнь людей. За всем этим стоят глубокие, выверенные опытом сотен поколений людей наблюдения о нашем мире и о месте человека в нем». Может показаться, что здесь рациональное знание подменяется мистикой, что довольно-таки характерно для современной российской гуманитарной науки. Но на самом деле в данном случае историк говорит лишь о мифологическом мире и мифологическом пространстве, где происходят чудеса.
Альдебиль утверждает: «Древние мифы на самом деле из нашей жизни никуда не ушли, они так или иначе в ней присутствуют. Значит, совсем не лишним будет эти мифы узнать, чтобы понимать не только стихотворения, но и обычную речь, чтобы уметь в полной мере любоваться картинами и скульптурами, чтобы улавливать смысл многих имен и названий». Данная книга будет полезна на уроках литературы и мировой художественной культуры, истории и географии. Автор подчеркивает: «Какие бы подходы к пониманию мифов ни предлагали ученые, их позиция коренным образом отличается от позиции древних людей, которые жили в мире мифов, как в родном доме, а не изучали их, верили им полностью и до конца, а не считали их вымыслом, фантазией или, еще того хуже, нелепицей. Для древних людей мифы были самой что ни на есть настоящей, самой достоверной реальностью, в которой проходила вся их жизнь. Именно с помощью мифов они познавали окружающий мир, пытались его понять, осмыслить, выразить в слове, в звуке, в рисунке, а также другими доступными человеку способами». Данная книга как раз и пытается познакомить читателя с этим первобытно-наивным отношением к мифу. Но автор не забывает сообщать нам и суждения о мифах многих известных ученых. Например, Мирча Элиаде считает, что миф – это «одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах». Миф, по-гречески, – это древнее сказание или предание. Альдебиль понимает под мифом прежде всего священную историю, которую рассказывали только посвященным и таили от рядовых членов племени. Она подчеркивает, что «наша культура развивает культ рационального мышления, она тяготеет больше к оперированию фактами. Мифы же обращаются прежде всего к чувствованию, к эмоциональному настрою, к «значению», а не к внешнему проявлению. И если для современного западного человека только первый подход отмечен бесспорными преимуществами, то для человека мифологического оба подхода дополняли друг друга, не вступая в противоречие». Интересно, а какой подход ближе русскому человеку? Боюсь, что большинство наших соотечественников уже очень долго находятся между человеком западным и человеком мифологическим.
В книге рассказывается не только о мифах различных народов, но и о неразрывно связанных с ними обрядах. Как замечает автор, некоторые детали мифа вообще не излагаются в словах, а передаются только с помощью жестов. И в древних, и в традиционных обществах, вроде папуасов Новой Гвинеи, считалось, что «чем с большим чувством рассказывается миф, тем сильнее будет его действие». Одна из важнейших категорий мифа – время. Как показано в книге, понятие об его относительности существовало в мифах задолго до появления теории относительности Альберта Эйнштейна. Так мифы иногда чудесным образом предвосхищают гениальные научные открытия. Как знать, не поможет ли нам более вдумчивое изучение мифологических представлений открыть что-то новое и в человеческой природе?
В целом книга Альдебиль представляет собой в очень сжатой форме настоящую энциклопедию мифов и мифологии, и в этом ее главная ценность. Книга хорошо иллюстрирована археологическими и этнографическими экспонатами, благо автор – сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН, знаменитой Кунсткамеры.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru