Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ТО-ТО И ОНО...

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Не слишком ли красноречивы цифры?

Судя по данным министерства, модернизация образования идет полным ходом. Когда-нибудь она доберется и до школы...

27–28 февраля состоялось расширенное заседание коллегии Министерства образования, на котором обсуждались итоги деятельности системы образования России в 2001 году и основные мероприятия по выполнению Концепции модернизации отрасли в 2002–2004 годах.

В столицу съехались руководители региональных органов управления образованием и комитетов по молодежной политике, представители вузов, техникумов, ПТУ.
Казалось бы, традиционное мероприятие. В президиуме, кроме заместителей министра, почетные гости – вице-премьер российского правительства по социальным вопросам В.Матвиенко, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке И.Мельников, глава ЦК профсоюзов работников образования и науки В.Яковлев, ректор МГУ В.Садовничий и ректор Высшей школы экономики Я.Кузьминов, председатель РОСРО А. Кокошин...
“Завсегдатаи” отмечали хорошую организацию нынешней коллегии – материалы были разосланы по территориям заранее, чего раньше не случалось. Это стало возможным благодаря внедрению электронной почты. Так что участники приехали подготовленные: не случайно в ходе двухдневного заседания было подано около 500 (!) детальных замечаний и предложений к плану основных мероприятий по реализации Концепции модернизации российского образования на 2002–2004 годы.
Все остальное шло по заранее отлаженной схеме: выступления ораторов на заданную тему, комплименты в адрес министерства, которое “усилило”, “улучшило”, “углубило”... И, как главное резюме: после 10 лет споров о том, быть или не быть реформе образования, наконец-то началась конкретная работа по модернизации отрасли.

Мажорными были доклады первых лиц – Владимира Филиппова и Валентины Матвиенко, уделивших основное внимание достижениям. В списке славных дел – увеличение расходов на образование из консолидированного бюджета, погашение на 1 января 2002 года многолетних долгов вузов, ПТУ и колледжей за коммунальные услуги, информатизация сельских школ, повышение заработной платы работников образования в 1,89 раза...
Впервые за последние 8–9 лет в 2001 году учреждения профессионального образования всех уровней получили существенные средства на приобретение учебного и лабораторного оборудования, на капитальный ремонт, развитие библиотек, обеспечение производственных практик, организацию летнего отдыха и оздоровление учащихся.
Не забыты и общеобразовательные школы, которые обеспечиваются оборудованием, спортивным инвентарем, художественной и учебной литературой в рамках федеральных целевых и президентских программ (“Дети-сироты”, “Дети-инвалиды”, “Одаренные дети”), а также федеральной программы развития образования, на реализацию которой в текущем году запланировано 1 млрд 826 млн рублей.
Продолжается работа по информатизации образования: если в минувшем году приоритет был отдан селу (31 тысяча сельских школ получила более 48 000 компьютеров для учеников и более 8 500 компьютеров для учителей), то в нынешнем к техническому прогрессу должны приобщиться 19 тыс. городских и поселковых школ, на оснащение которых из федерального и региональных бюджетов предусмотрены 2,5 млрд рублей.

Однако, кроме ярких достижений и внушительных цифр, у нас существуют и серьезные сложности.
Например, вице-премьер В.Матвиенко критически высказалась в адрес министерства за то, что основные усилия в работе с молодежью направлены на организацию фестивалей и конкурсов, а не на конкретные меры государственной поддержки, в том числе на предоставление льготных кредитов на покупку жилья.
Как выяснилось в кулуарных беседах, далеко не все участники совещания разделяют оптимизм властей по поводу кардинального увеличения финансирования образования: в некоторых регионах денег по-прежнему нет.
...А закупка спортивного оборудования, к которой так настойчиво призывала в своем выступлении В.Матвиенко, возмущаясь отсутствием средств на эти цели в местных бюджетах, обойдется примерно в 4,5 млрд рублей.
В условиях тяжелейшей ситуации, сложившейся с выплатой повышенной заработной платы, эта сумма, как и в целом расходы на развитие материальной базы учебных заведений, представляется неподъемной.

В то же время взгляды работников образования относительно наболевших вопросов не всегда совпадают с официальной позицией министерства и правительства.
“Экспериментов вроде бы начато много, но идут они не совсем успешно, – считает министр образования и науки Республики Бурятии Сергей Намсараев. – Постановления и распоряжения правительства пока не подкреплены практическими делами и результатами”.
“У нас все реформы и преобразования идут сверху, – говорит директор 825-й московской школы Владимир Караковский, – но именно потому, что встречной волны снизу нет, рано или поздно все равно возникают своеобразные “ножницы” между задуманным и жизнью. Так что полное воплощение замыслов, рождающихся на верху вертикали: правительство – министерство – Дума – система образования, – нереально”.
Уже провалились планы министерства о соучредительстве школы – о выплате зарплаты из регионального бюджета и коммуналки – из муниципальных. Существующая нормативная база не способствует положительному решению этого вопроса, да и в регионах, как выяснилось, денег на зарплату катастрофически не хватает.
В качестве выхода из ситуации предлагается организовать федеральный фонд субвенций для выплаты заработной платы педагогам, аналогичный фонд – на региональном уровне – для поддержки материальной базы образовательных учреждений. В.Филиппов говорит о стимулировании механизмов государственно-общественного характера развития образования, о привлечении к работе общественных организаций и объединений.
Однако эти заявления кажутся декларативными на фоне реальных событий...
Президент РАО Николай Никандров видит задачу модернизации в исправлении ошибок, допущенных в период реформирования отрасли в конце 80-х – начале 90-х годов. Наряду с возвращением к патриотическому воспитанию это еще и упорядочение, а попросту говоря, сокращение Федерального перечня учебной литературы. Скоро выйдут в свет новые учебники по новейшей истории России – какими-то они будут? Не хорошо ли забытыми старыми?
Эти и другие факты заставляют задуматься о том, куда мы все-таки движемся – вперед или назад – и не обернется ли модернизация старым содержанием в новой упаковке...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru