Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

Бурсаки в архиерейских палатах

Архиерейские палаты – одна из основных суздальских достопримечательностей. Миновать их никак не получится. Всех экскурсантов обязательно везут сюда. Кого не везут – идут сами.
Палаты – родина суздальского музея. И вместе с этим – здание, игравшее до революции главную роль в учебной жизни Суздаля.

Архиерейские палаты – один из самых затянутых суздальских долгостроев. Начали их сооружать в конце XV века, а закончили – только в начале XVIII.
Основное назначение палат следует из названия. Это официальная резиденция суздальского митрополита. То есть владыка здесь и проживал, и совершал парадные приемы. Однако уже в восемнадцатом столетии роль палат значительно расширилась. В частности, здесь то и дело открывалась, закрывалась, уезжала и опять въезжала, а в 1800 году открылась окончательно Суздальская семинария и при ней бурса.
К тому времени палаты, несмотря на сравнительно молодой возраст, приходили в негодность. Протокол доносил: “Крестовая церковь, палаты его Преосвященства, 4 палаты, архиерейская и соборная ризницы, консистория с архивами, братские и служилые покои с кухнею и кладовые с выходами; над оным корпусом крышка, сделанная с обломом, совсем обветшала... всего в 21 да и в прочих местах сквозь самые своды проходит велика теча”. Возможно, отчасти поэтому столь престижное здание отдано было простым и нетребовательным бурсакам.
Поначалу они только занимались в суздальских палатах, проживали же в обычных съемных городских квартирах. Эти квартиры оставляли желать лучшего – вот, к примеру, один из ревизских отчетов: “Из осмотренных… 13… квартир, в которых помещаются ученики от 3 до 20 человек, только 2–3 квартиры удовлетворительны, остальные или грязны, или сыры, или тесноваты, или душны, или находятся далеко от училища… обувь и одежда детей грязны, белье требует смены, дети спят на полу, по два и более человек на одном войлоке, войлок и подушка грязны… отсутствие обуви у детей ведет к пропуску уроков”.
Впрочем, досталось и учебным помещениям: “Классные комнаты не отличаются чистотой. В октябре было в классах холодно. Вода для питья в ведрах с одним ковшом. Больницы при училище нет”.
Последующие проверки обнадеживающими также не были: “Квартиры похожи на логовища и конуры… дети не слыхали слова “простыня”… сыпь, чахотка, паразиты… пища – пустые щи и каша… на квартире одного священника посылали детей за водкой”.
Дело, впрочем, кончилось благополучно – в 1882 году было освящено новое общежитие при суздальском училище.
Несмотря на бытовые трудности, училище и бурса были все-таки отчасти привилегированными. Суздальское духовное образование, что называется, котировалось. Многие выпускники делали яркие карьеры – к примеру, Михаил Михайлович Сперанский. Да и обучение само не было столь обременительным. Дети читали латинские книжки, особенно интеллектуальных бесед не вели, развлекали себя всяческими невинными каламбурами – что-нибудь вроде nos sumus boursaci, edemus semper bouraci (дескать, мы бурсаки и все время едим бураки, то есть свеклу).
Во всяком случае, в сравнении с учащимися прочих суздальских учебных учреждений, эти boursaci были в гораздо лучшем положении. Они, например, могли рассчитывать на более-менее гарантированное трудоустройство (особенно при суздальском обилии монастырей и храмов).
Хотя и там власти старались что-то предпринять для лучшего вывода слушателей “в люди”. Правда, подобные меры иной раз приводили к курьезным финалам. Вот, например, что писали “Владимирские губернские ведомости” о городском трехклассном училище: “С 1882 г., согласно постановлению Городской Думы 19 февраля 1880 г., в ознаменование совершившегося в тот день 25-летия царствования Императора Александра II, при городском училище открыты ремесленные классы, где преподаются ремесла столярное и переплетное – для желающих из учеников того же училища. В 1900 году обучалось – 12 столярному ремеслу и 13 – переплетному. Содержатся эти классы в половинной части – на средства города, а другую половину (300 р.) отпускает Министерство Народного Просвещения. Обучение ремеслам идет довольно удовлетворительно, но так как занятия кончаются с выходом учеников из училища, то обучение ремеслам не достигает цели – ученики выходят только подготовленными, но не усовершенствованными в ремеслах”.
Дальнейшее же совершенствование было весьма проблематичным. В городе, где чтение не было популярным времяпровождением, а каждый третий житель мог за несколько часов соорудить себе и шкаф и лавку, переплетный и столярный промыслы никоим образом не процветали. В отличие, к примеру, от профессии дьячка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru