ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
Бурсаки в архиерейских палатах
Архиерейские палаты – одна из основных
суздальских достопримечательностей. Миновать их
никак не получится. Всех экскурсантов
обязательно везут сюда. Кого не везут – идут
сами.
Палаты – родина суздальского музея. И вместе с
этим – здание, игравшее до революции главную
роль в учебной жизни Суздаля.
Архиерейские палаты – один из самых
затянутых суздальских долгостроев. Начали их
сооружать в конце XV века, а закончили – только в
начале XVIII.
Основное назначение палат следует из названия.
Это официальная резиденция суздальского
митрополита. То есть владыка здесь и проживал, и
совершал парадные приемы. Однако уже в
восемнадцатом столетии роль палат значительно
расширилась. В частности, здесь то и дело
открывалась, закрывалась, уезжала и опять
въезжала, а в 1800 году открылась окончательно
Суздальская семинария и при ней бурса.
К тому времени палаты, несмотря на сравнительно
молодой возраст, приходили в негодность.
Протокол доносил: “Крестовая церковь, палаты его
Преосвященства, 4 палаты, архиерейская и соборная
ризницы, консистория с архивами, братские и
служилые покои с кухнею и кладовые с выходами;
над оным корпусом крышка, сделанная с обломом,
совсем обветшала... всего в 21 да и в прочих местах
сквозь самые своды проходит велика теча”.
Возможно, отчасти поэтому столь престижное
здание отдано было простым и нетребовательным
бурсакам.
Поначалу они только занимались в суздальских
палатах, проживали же в обычных съемных
городских квартирах. Эти квартиры оставляли
желать лучшего – вот, к примеру, один из
ревизских отчетов: “Из осмотренных… 13… квартир,
в которых помещаются ученики от 3 до 20 человек,
только 2–3 квартиры удовлетворительны, остальные
или грязны, или сыры, или тесноваты, или душны, или
находятся далеко от училища… обувь и одежда
детей грязны, белье требует смены, дети спят на
полу, по два и более человек на одном войлоке,
войлок и подушка грязны… отсутствие обуви у
детей ведет к пропуску уроков”.
Впрочем, досталось и учебным помещениям:
“Классные комнаты не отличаются чистотой. В
октябре было в классах холодно. Вода для питья в
ведрах с одним ковшом. Больницы при училище нет”.
Последующие проверки обнадеживающими также не
были: “Квартиры похожи на логовища и конуры…
дети не слыхали слова “простыня”… сыпь,
чахотка, паразиты… пища – пустые щи и каша… на
квартире одного священника посылали детей за
водкой”.
Дело, впрочем, кончилось благополучно – в 1882 году
было освящено новое общежитие при суздальском
училище.
Несмотря на бытовые трудности, училище и бурса
были все-таки отчасти привилегированными.
Суздальское духовное образование, что
называется, котировалось. Многие выпускники
делали яркие карьеры – к примеру, Михаил
Михайлович Сперанский. Да и обучение само не было
столь обременительным. Дети читали латинские
книжки, особенно интеллектуальных бесед не вели,
развлекали себя всяческими невинными
каламбурами – что-нибудь вроде nos sumus boursaci, edemus
semper bouraci (дескать, мы бурсаки и все время едим
бураки, то есть свеклу).
Во всяком случае, в сравнении с учащимися прочих
суздальских учебных учреждений, эти boursaci были в
гораздо лучшем положении. Они, например, могли
рассчитывать на более-менее гарантированное
трудоустройство (особенно при суздальском
обилии монастырей и храмов).
Хотя и там власти старались что-то предпринять
для лучшего вывода слушателей “в люди”. Правда,
подобные меры иной раз приводили к курьезным
финалам. Вот, например, что писали “Владимирские
губернские ведомости” о городском трехклассном
училище: “С 1882 г., согласно постановлению
Городской Думы 19 февраля 1880 г., в ознаменование
совершившегося в тот день 25-летия царствования
Императора Александра II, при городском училище
открыты ремесленные классы, где преподаются
ремесла столярное и переплетное – для желающих
из учеников того же училища. В 1900 году обучалось
– 12 столярному ремеслу и 13 – переплетному.
Содержатся эти классы в половинной части – на
средства города, а другую половину (300 р.)
отпускает Министерство Народного Просвещения.
Обучение ремеслам идет довольно
удовлетворительно, но так как занятия кончаются
с выходом учеников из училища, то обучение
ремеслам не достигает цели – ученики выходят
только подготовленными, но не
усовершенствованными в ремеслах”.
Дальнейшее же совершенствование было весьма
проблематичным. В городе, где чтение не было
популярным времяпровождением, а каждый третий
житель мог за несколько часов соорудить себе и
шкаф и лавку, переплетный и столярный промыслы
никоим образом не процветали. В отличие, к
примеру, от профессии дьячка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|