Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Мы входим в класс, закрываем дверь и остаемся наедине с тридцатью детьми. И так изо дня в день. Но все-таки нам порой не хватает общения с взрослыми людьми, коллегами. Когда же удается вырваться на переменке в учительскую или на выходные в гости, о чем говорит учитель? “А у меня один ученик...” “А я делаю так...” Более плодотворных методических занятий не придумаешь. На лету, на бегу, между делом, но – по делу. Сегодня на нашей газетной странице учителя разных стран рассказывают, как они учат, воспитывают, подбадривают. Возможно, их маленькие находки, приемы, изобретения покажутся интересными вам, дорогие читатели, и кто-то захочет поделиться своим опытом: “А я делаю так...”

Глория ЧАЙКА
Канада

Чтобы дорасти до своих надежд

Мои ученики серьезно интересуются поэзией и не только изучают ее, но и пробуют собственные силы в самых разных жанрах – от сонета до частушки. И вот в конце года мы подошли к кульминационному моменту – изданию собственной книги шедевров, прекрасно иллюстрированной, снабженной по всем правилам предисловием, оглавлением, сведениями об авторах, комментариями.
Иллюстратор украсил издание компьютерной графикой, рисунками, сделанными вручную, а также коллажами по мотивам журнальных обложек. Книгу разбили на части по жанрам. За каждую часть взялись отвечать лучшие в классе специалисты в данном жанре. В их задачу входило собрать самые интересные произведения ребят, написанные дома и на уроках.
В книгу мы включили хотя бы по одному произведению каждого ребенка, многие удостоились чести опубликовать несколько лучших стихотворений.
В самом конце ребята оставили чистые листы для замечаний читателей, ровесников, взрослых, отдельно – для учителей.
Наконец все было готово. Ребята по очереди брали наше создание домой, показывали родным, друзьям, соседям. Странички отзывов быстро заполнялись. Каждый раз, когда книга возвращалась в школу, ученики кидались смотреть, что нового написали читатели. Ребята смогли выразить на бумаге то, что не решались сказать друг другу в лицо.
«Я знаю своих одноклассников уже много лет. Я и представить себе не мог, что какие-то стихи помогут мне узнать друзей еще лучше, сильнее почувствовать нашу связь».
Подобные книги мы делаем с учениками ежегодно. Собирается целая библиотека. Можно увидеть, как меняются авторы, взрослеют, умнеют. Некоторые и писать-то научились, чтобы попасть в сборник. Литературное творчество для многих стало отдушиной, способом выразить и познать самих себя, важной частью их жизни.
Несколько конкретных рекомендаций для тех, кто захочет последовать нашему примеру. Не важно, будет ли книга рукописной или набранной на компьютере. Она должна быть хорошо оформлена, особенно обложка. Пусть на первой странице будут написаны имена всех, кто участвовал в работе. А более подробную информацию об авторах стоит поместить в конце, причем ребята могут написать сами про себя, а могут поручить сделать это друзьям.
Убедившись, что традиционные поэтические формы достаточно освоены и любимы ребятами, я предложила им придумать нечто свое, уникальное, новую поэтическую форму.
Работа закипела. Творцы новой поэзии не просто сами сочиняли бесконечные шедевры, но и вербовали последователей. Они постепенно понимали, что поэзия подчиняется не одному вдохновению, точные строгие законы лежат в основе свободного изъявления души.
Сначала они кричали: «Это невозможно!» Потом я видела счастливые улыбки на их лицах. Творчество приносит истинное наслаждение. Я предлагаю вам прочитать некоторые произведения моих учеников.

«Розетки» Айрини Рэдиган, 7 класс.

В стихах нет рифмы. В первой строке девять слов, их количество уменьшается до одного, потом вновь возрастает до девяти. Последняя строка повторяет первую. Всего семнадцать строк. Стихотворение напоминает два треугольника, соприкасающихся вершинами.

Я вижу, что здесь каждый всегда в чем-то виноват.
Что-то может пойти не так в вашей жизни.
Вдруг замечаете, что никто вас не обвиняет.
Никто не обвиняет ни в чем.
Представляете, как странно это вдруг.
Кто же обвиняет тогда?
Да никто другой,
Кроме вас.
Вы.
Это вы.
Только вы один.
Только вы обвиняете себя.
Никто не может вам помочь.
Никто вам не поможет жизнь прожить.
Вы все равно живете и думаете по-своему.
Никто не обвиняет вас, только вы вините себя.
Я вижу, что здесь каждый всегда в чем-то виноват.

Вопросительные стихи Эшли Робинса, 7 класс.

В моих стихах должно быть шесть или восемь вопросов про одно и то же.
Надежды.
Почему родители возлагают на меня такие большие надежды?
Или я ошибаюсь?
Может, мне кажется, что они надеются на меня?
Может, я сам пытаюсь доказать себе, что я лучше всех?
Почему я все время надеюсь на большее?
Дорасту ли я когда-нибудь до своих надежд?

Пятивертыши Арона Района, 8 класс.

Это нерифмованные стихи из пяти строк. Последнее слово одной строки повторяется в начале следующей. Последнее слово стихотворения повторяет первое.
Невежество порождает предрассудки.
Предрассудки порождают ненависть.
Ненависть порождает войны.
Войны порождают разобщенность.
Разобщенность порождает невежество.

Кто знает, возможно, лет через сорок мы будем проходить подобные новаторские поэтические формы в школе?

Перевод Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru