Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N81 
РАССКАЗЫВАЕТ СПЕЦИАЛИСТ 

Владимир МАЛЮТИН

Наши консультации

Почему учителю начальных классов ставка выплачивается за 20 часов работы в неделю, а не за 18, как предметникам?
Величина учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений определена на основе проводившихся исследований в рамках нормирования труда. При установлении рабочих норм учитывается не только продолжительность урока, но и необходимые затраты времени на подготовку к уроку, а также уровень психической напряженности труда учителя. Объем учебной нагрузки, за выработку которой учителю выплачивается ставка по установленному разряду, закреплена в “Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения”, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 26 мая 1985 г. № 94 (издан по согласованию тогдашними Госкомтрудом СССР, Минюстом СССР и ВЦСПС) с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения СССР от 8 июня 1990 г. № 400. Конечно, за прошедшие годы условия работы учителей определенным образом изменились и требуется изменение действующих нормативов. Но инициативу в организации этой работы должно проявить Министерство образования или профсоюз.

Сейчас в школу идут ослабленные дети. В классе проводим по 3 урока в день. Как учителю выработать 20 часов?
Это вопрос составления расписания. Однако если администрация не может обеспечить работой работника в объеме норматива (например, поручить ему работу, скажем, воспитателя – но за отдельную плату, оформив это приказом в соответствии с трудовым законодательством и с согласия работника), она обязана оплачивать простой, в котором работник не виноват, по ставке не менее 2/3 от часового тарифа. Если фактически отработано учебное время в количестве 15 часов в неделю, то за эту работу учитель получит 3/4 от тарифной ставки и дополнительно за вынужденный простой в количестве 5 часов еще по 2/3 часовой тарифной ставки за каждый час.

Почему нет разницы в оплате учителей, окончивших училища и окончивших институт? Молодежь, проработав лет 5, аттестуется на любую категорию. Для чего же учиться в институте 5 лет? Лучше быть побойчее, понаглее (так у автора письма. – В.М.) и получить категорию. Раньше зарплату прибавляли каждые 5 лет, а сейчас платят за категорию, хоть проработай 20 лет, хоть 5.
Оплата труда работника производится в соответствии с объемом выполненной работы и ее качеством. При этом работодатель может поручить работнику выполнение только той работы, которая отвечает его квалификации. Уровень первоначального образования определяет, как правило, специальность работника (например, учитель начальных классов, учитель физики, истории и тому подобное). Настоящую квалификацию работник, в том числе учитель, приобретает лишь в ходе производственной деятельности, с годами. При этом не одно только количество проработанных лет формирует уровень квалификации. Важно учесть, какие методические приемы он освоил и использует в своей учебной и воспитательной практике: только те, что преподавали ему в высшем или среднем профессиональном учебном заведении, или привлекает полезное из своего опыта или опыта своих коллег. Если стаж, который несомненно влияет на квалификацию учителя, определить достаточно просто, то такие ее составляющие, как знание предмета и умение донести его до учеников (методическую подготовленность), можно установить только путем периодической аттестации работника, включая сюда открытые уроки, “срезы”, защиту собственных методик. По итогам аттестации устанавливается учителю квалификационная категория. На зарплату, которая выплачивается соответственно тарифному разряду из Единой тарифной сетки, применяемой для оплаты труда работников бюджетных учреждений, влияют и стаж, и категория. Так что, я думаю, не “наглость” и “бойкость”, а уровень квалификации отражается в категории. Может быть, в школах вашего Уржумского района не так: зарплата учителям (тарифный разряд) устанавливается не по опыту работы (стажу) и не по квалификации (категории), а по другим основаниям – это очень жалко, но в других местах, если судить по поступающим к нам письмам, аттестации проводятся.

Хочется узнать о почетных званиях для учителей. На меня четыре года назад послали характеристику. Может, есть какие-то другие критерии для получения звания, например, отработав определенное время и т.д.?
Перечень почетных званий и других наград, которые являются формой поощрения и стимулирования труда работников образовательных учреждений, приведен в “Положении об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации”, утвержденном приказом министерства от 13 января 1999 г. № 44. Отраслевыми наградами являются: медаль К.Д.Ушинского, нагрудный знак “Почетный работник общего образования Российской Федерации” и аналогичные нагрудные знаки для работников начального, среднего и высшего профессионального образования, Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, благодарность Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Право на награждение отраслевыми наградами имеют работники государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также работники негосударственных образовательных учреждений, имеющих аккредитацию Министерства образования. Отраслевыми наградами работники учреждений образования награждаются за конкретные заслуги. Ходатайство о награждении возбуждается советом, коллегией, собранием трудового коллектива образовательного учреждения. О порядке подготовки ходатайства и его направлении в министерство, о прилагаемых к нему документах подробно сказано в упомянутом выше “Положении”. Помимо этого своим указом от 2 марта 2000 г. № 463 Президент РФ внес дополнение в список почетных званий Российской Федерации (установленных указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341) и утвердил “Положение о почетном звании “Народный учитель Российской Федерации”, которое присваивается работникам образовательных учреждений, внесшим выдающийся вклад в отечественное образование, работы которых получили широкое общественное признание. Это звание присваивается не ранее чем через 5 лет после присвоения почетного звания “Заслуженный учитель Российской Федерации”. Об этом мы неоднократно писали в нашем приложении “Документы” (например, в № 61, стр. 6).

В настоящее время я работаю воспитателем группы продленного дня в школе. Ранее работала учителем. Когда я обратилась в собес по поводу назначения пенсии по выслуге лет, мне отказали на том основании, что в перечне нет должности “воспитатель группы продленного дня”. Как мне быть?
Думается, что работники службы социальной защиты населения при рассмотрении ваших документов ошиблись. Действительно, в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, нет должности “воспитатель группы продленного дня”, есть должности просто “воспитатель”, “старший воспитатель” без дифференциации. Совершенно очевидно, что в эту категорию попадают все воспитатели, работающие в школе. Если бы в Списке было указано: “классные воспитатели”, то правом на выслугу обладали бы только они. Вам, я думаю, необходимо еще раз обратиться в отдел социальной защиты населения, а при необходимости – в их вышестоящую организацию. В крайнем случае вы можете за защитой своих прав обращаться непосредственно в суд. Упоминаемый здесь Список утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067. В нашем приложении “Документы” мы его публиковали.

С 1973 г. я работаю учителем математики в сельской школе. Была депутатом сельского совета, а в 1984–1988 гг. – его председателем. В 1987/88 учебном году по совместительству я работала учителем математики на 2/3 ставки. Может ли этот год быть зачтен в срок выслуги для назначения мне пенсии за выслугу лет?
Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, работа в должностях (в том числе и без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу (утвержденным тем же постановлением), включается в выслугу при условии выполнения нормы педагогической (учебной) нагрузки, установленной на ставку. Работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Уточните, пожалуйста, все эти обстоятельства по имеющимся документам.

Я награждена знаком “Отличник народного просвещения”. Дает ли мне это какие-то льготы при выходе на пенсию?
Находясь на пенсии, лица, награжденные почетными званиями, знаками за трудовые достижения, могут иметь льготы при оплате коммунальных услуг, при проезде на местном транспорте. В каждой местности могут быть иные, дополнительные льготы. Конкретно обо всех действующих льготах можно узнать в управлении (отделе) социальной защиты населения.

Образование среднее специальное педагогическое, педагогический стаж 36 лет, в 1994 г. аттестована на 1-ю квалификационную категорию, в 1999 г. аттестацию подтвердила и была направлена на курсы усовершенствования учителей по логопедии и дефектологии. После повышения квалификации назначена учителем-логопедом. По январь 2001 года оплату производили по 13-му разряду, но затем установили 11-й разряд с удержанием по переплате. Правомерно ли это?
Вообще согласно “Типовому положению об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации”, утвержденному приказом Министерства образования РФ от 17 июня 1993 г. № 256, квалификационная категория устанавливается на срок 5 лет. Вам надо обратиться к решению квалификационной комиссии 1999 г., нет ли там записи, что категория присваивается “при условии ...”, “на срок...” и тому подобной. Кроме того, надо узнать, в соответствии с какими квалификационными требованиями проводилась аттестация. Эти требования должны быть утверждены областным органом управления образованием и согласованы с профсоюзом. Разряд при отсутствии квалификационной категории устанавливается соответственно стажу педагогической работы. Если, например, обратиться к приказу о тарифно-квалификационных характеристиках от 31 августа 1995 г. №463/1268 (сейчас он отменен), то в нем рекомендовалось для учителей-логопедов и логопедов разряды с 8-го по 14-й устанавливать при наличии высшего дефектологического образования, а при стаже работы свыше 20 лет назначать 12-й разряд. При наличии 1-й квалификационной категории могут установить 13-й разряд. В любом случае для снижения заработной платы (изменения существенных условий труда) необходимы веские законные основания. Удержания излишне выплаченных средств ограничены сроками (не более чем за три месяца), а кроме того, могут быть применены, если переплата возникла из-за счетной ошибки работника бухгалтерии или если работник представил недостоверные документы, на основании которых назначена повышенная зарплата. Эта конфликтная ситуация может быть разрешена вышестоящим управлением образования, а при необходимости работник за защитой своих прав может обратиться непосредственно в суд.

Какой формы должны быть документы, подтверждающие педагогический стаж директора школы? Кем эти документы должны быть заверены?
Никаких особенных документов не требуется. Работа по совместительству учителем оформляется обычной записью в трудовой книжке, а фактическая отработка, имеющая значение для стажа, может быть оформлена справкой с указанием периода и объема выполненной работы. Поскольку эти сведения потребуются при оформлении пенсии за выслугу лет, желательно согласовать порядок их оформления с управлением социальной защиты населения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru