Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Александр АДАМСКИЙ

...А давайте без начальства!

Что нам стоит самим собраться и продолжить
Гражданский образовательный форум?

С нашей точки зрения, тема гражданского общества сегодня является основной в содержании модернизации российской системы образования. Не в административно-финансовой или методической части изменений, а по основанию самого содержания перемен.
Если образование лишено гражданской линии реформ, то кроме угрозы ведомственной реставрации возникает еще и опасность стать предметом дешевого политиканства.

Печальные итоги образовательной политики

В пылу споров, в азарте отстаивания своих интересов инициаторы образовательной реформы и их противники старательно обходят само основание, по которому либо надо менять систему образования, либо, наоборот, сохранить ее фундаментальную основу.
При этом когда спор идет между профессионалами – учителями, или учеными, или чиновниками и журналистами, пишущими о школе, – то высокие цели еще хоть как-то упоминаются. А вот когда в борьбу вступают политики – вопрос упрощается до предела. Им все так ясно, так понятно, нашим политикам, у них на все самые сложные проблемы такие простые и очевидные ответы...
Вот последний факт. Новый руководитель Совета Федерации Сергей Миронов приехал в МГУ и после экскурсии заявил, что будет всячески защищать высшую школу от реформаторов. Пусть, мол, в другом месте реформируют.
За последние полгода все лидеры нашего государства проявили свою позицию в области образовательной политики.
Президент В.Путин провел затяжное исследование ситуации. В апреле прошлого года на Госсовете поручил сенаторам разобраться. 29 августа провел заседание Государственного совета. Наиболее ярким его следствием оказалось почти историческое заседание кабинета министров, на котором ценой невероятного мужества В.Филиппова удалось хоть как-то сгладить ощущение погрома учебников истории. В конце октября правительством была принята концепция модернизации.
В декабре президент поговорил с гражданами по телевизору, и тут выяснилось, что в стране бушует беспризорщина, и это гораздо страшнее вредных советов Г.Остера и неудачных, с точки зрения сенаторов, учебников истории.
А 29 декабря вышел собственно указ президента, посвященный улучшению финансирования общеобразовательных школ. В указе была сохранена муниципальная система образования, выделена позиция «бюджет образовательного учреждения», а также указано посылать целевые субвенции из субъекта Федерации в муниципалитет.
После чего (но, конечно, не вследствие) уже в феврале разразился очередной кризис задержек заработной платы, который, судя по всему, является лишь слабым прообразом того кризиса, который может разразиться в апреле–мае и в момент традиционных выплат отпускных учительских денег.
И «внезапная» беспризорщина, и «неожиданный» кризис с задержками зарплат – вполне логичный результат того поверхностного уровня решения острейших проблем образования, с которого власть пытается влиять на школу.
И вот новое слово, очередная попытка отметиться. Цитируем по сообщению в “Стране.ru”.
“Активно насаждаемая сейчас реформа образования меня не устраивает. Реформаторы пусть реформируют другие области, не затрагивая фундаментальной школы”, – категорически заявил Сергей Миронов после экскурсии по факультетам МГУ и встречи с преподавательским составом, передает ИТАР-ТАСС.
Уважаемый г-н Сергей Миронов, а вы знаете, как сегодня поступают в высшую школу российские граждане? Сколько денег это стоит родителям?
А то, что 50% инженеров не хотят идти работать по специальности, знаете? И до 70% врачей и учителей тоже не хотят идти работать в школу и больницу, знаете?
А про случаи, когда доведенные до отчаяния доценты и профессора принимают зачеты и экзамены за деньги, слышали?
Или все-таки вы имели в виду, что фундаментальную науку надо сохранить?
Кто же с этим спорит?
Речь ведь идет о системе перехода из средней школы в высшую, о едином экзамене, о ГИФО – вот по существу этого вопроса, а также по существу правительственной программы модернизации, президентского указа, долгов по зарплате у вас какая точка зрения?

Подмена гражданского общества

– А при чем здесь гражданское общество? – спросит читатель.
Вот как раз гражданское общество ни при чем. Образование – одна из самых важных общественных сфер деятельности – фактически недосягаемо для гражданского влияния.
И самое парадоксальное, на наш взгляд, в том, что бюрократия теперь уже сознательно торпедирует попытки высшей государственной власти создать модель государственно-общественного взаимодействия.
Выбор невелик: либо в стране будет контролируемая бюрократия, либо контролируемая демократия.
Для контроля над бюрократией необходимы гражданские институты: союзы граждан, профессионалов, организации местного сообщества, объединения предпринимателей и так далее. Нужно очень много объединений, которые и составляют суть гражданского общества.
Мы ведь молодая демократия, и нам казалось, что политические партии могут заменить собой гражданское общество. Теперь уже ясно – не могут.
Более того, нам, выходцам из тоталитарного СССР, казалось, что свободная пресса может подменить собой гражданское общество.
При всей моей профессиональной любви к газете должен сказать: не могут пресса, средства массовой информации подменить собой гражданское общество.
Идеальная газета – это информация о событии. А как оценить само событие – решает гражданское сообщество – от имени того или иного объединения.
Я уверен в этом, несмотря на то что значительную часть своей работы связываю именно с публицистикой, с написанием авторских комментариев по тому или иному сюжету образовательной политики.
Но при этом прекрасно понимаю, что такая работа связана именно с отсутствием общественных институтов, которые от имени граждан могли бы комментировать образовательную политику, относиться к тому или иному повороту школьной жизни.
Собственно педагогическая публицистика существует до тех пор, пока нет развитой сети гражданских институтов.
Поэтому, развивая сеть попечительских советов и пытаясь инициировать создание союза учителей, мы тем самым уходим от нынешней практики подмены гражданского общества, его институтов политическими партиями и СМИ.
Потому что если еще и «Первое сентября», и другие СМИ не будут реагировать на то, что происходит в образовательной политике, то в отсутствие гражданских институтов вообще наступит полное молчание. Но, еще раз повторю, мы прекрасно понимаем, что не газета должна проявлять позицию общества, а гражданские объединения от имени общества.
В этом и состоял замысел Гражданского форума: инициировать гражданские институты, призвать общество к участию, например, в образовательной политике.
Я недавно напомнил одному высокопоставленному участнику переговорной площадки Гражданского форума о необходимости встречаться и продолжать эту линию. Обсудить, как, например, сеть ФЭП строить на общественных началах. Мне сказали: «Напиши докладную и попроси о встрече, я рассмотрю».
…А может, не дожидаться? Что нам стоит самим собраться и продолжить Гражданский образовательный форум? Без начальства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru