ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ЛИНИЯ ЖИЗНИ
Рыбацкие сказки и поморские были
Если бы продолжительная зима
действительно была непреодолимым препятствием
для счастья, такого чуда, как русский Север,
попросту не существовало бы. Мороз и ночь,
продолжающаяся 22 часа в сутки, для всякого
северянина – обычны.
Поэтому сердцем каждого северного дома является
русская печь во всей ее возможной полноте. Здесь
не терпят уменьшенных, усеченных вариантов:
зимой печь должна работать во всю мощь как
своеобразный тепловой комбайн. Печью
обогревается дом, в печи готовится и сохраняется
теплой еда, в трубу печи через специальное
отверстие – самоварник – выводится труба
самовара. А если чело печи достаточно большое, то
внутри ее можно и попариться на ржаной или
овсяной соломе.
Вечер на теплой печке – самое время для слушания
стариковских сказок.
Да уж поплавали, слава Николаю Угоднику,
по морям да по рекам порыскали, по лудам да по
банкам рыбкой порадовались со святым
Петром-рыболовом, по самы борта брали палтуса,
семги, сельди беломорской, а камбале и счет не
вели, как хозяйка блинам. Голландцы до семги были
охочи особенно. Едва успевали им в трюмы бочки
катать всеартельно: ибо где Петр, там, значит, и
Павел. С Николой по морям плавали, со святым
Власием по Псалтири азбуку выучивали, с
Евстафием да с Трифоном урожай сберегали, а уж с
Иисусом Христом, благословясь, торг начинали.
Англичане приезжали. Вот сидят они на пирсе
против голландцев, трубочками попыхивают,
нервничают, значит: кто кого переторгует. Кому
рыба лучше достанется, кому ворвани больше, кому
мех драгоценнее. Глядишь, наши на каюке1 или
на шняке2 какой тоже засобиралися: из Двины
в Вычегду, из Вычегды в Печору, дале морем и
тундровыми речками, через ямальские волоки в Обь
и Таз – это, значит, на Мангазею устремилися – за
собольим мехом дорогим да бобровыми шкурами. А
кораблишко с виду худенькой, ивовым корнем
сшитый, без гвоздя сбитый, канаты из тюленьих
шкур, парус из оленьих кож, ни казенки3, ни
палубы, вместо якоря – камень на ивовом кляче4.
На таком в море далеко не сунешься, по мелководью
только, как кулик, бегать. Иноземцы на такой
ступить-то боятся. Над голотьбой нашей
посмеиваются, но наших коротких путей не ведают
– где морем, где по суху, где плыть, где тащить, а
где и вовсе сквозь тайгу прорубаться в тою самую
Сибирь: тут кораблишко легонькой нужен.
Поморье слухом полнится, сказкой сказывается:
зима долгая, ночь беспросветная, только зарницы в
небе да огненные жар-птицы – знай, сиди на печи да
слушай про старину, а что бывальщина, что
небывальщина – сам со временем отличишь. Вот
случилось раз, что царь Петр, из Голландии
воротясь, решил на какое-нибудь море посмотреть,
что имеется в его государстве. Скакал, скакал и
наконец доскакал до моря нашего Белого и тут,
конечно, несравненно обрадовался со всею своею
свитой, что море все же оказалось у величества
его мало что красиво, как жемчуг речной, да еще, по
царской его мечте, по берегам сплошь заселено
поморским народом – корабелами да кормщиками.
Немедленно велел он учредить адмиралтейство, а в
Соломбале устроить верфь – плотбище по-нашему.
Стали закладывать корабль – а нейдет дело, с
мастерами договориться не может. Он
кораблестроительству в Голландии был учен, все
слова списком выучил, а в нашем языке слово к
слову веками притиралось, как корабельная снасть
к снасти. И вот говорит царь мастерам, к примеру,
“киль”. А те только в затылке скребут: “колода,
что ли?” Он им – “мачта”, они ему – “шегла”, он
им “шпангоуты”, они ему – “упруги”, он им
“форштевень”, они ему – “корга”, так слово за
слово, рея за райну, шкоты за вожжи, ванты за ноги
– и чуть не до слез, чуть не до драки дошло у них.
Что за вавилонское столпотворение! Наконец устал
царь, сел на песок, велел выкатить мастерам
бочонок пива и говорит: вы свои лодьи, да шняки, да
кочи называйте, говорит, как хотите. Но и я царь, я
в Европе учен и переучиваться не намерен: так что
для новых ботов, фрегатов и шлюпов новый
корабельный язык выучить досконально, строить на
голландский манер, оснащать и называть
соответственно.
Нашему люду не привыкать: выучили по-голландски.
Построили. Оснастили. А царь те фрегаты велел до
Онего-озера 160 верст по просеке волоком тащить,
чтобы на шведский флот как гром среди неба ясного
грянуть. Сказки, думаешь? Не-ет, быль натуральная:
он через Онегу фрегаты те в Ладогу вывел,
крепости шведские разорил и Санкт-Петербург
учредил. И адмиралтейство у нас забрал, в столицу
перевел: окнами в Европу. Вот тебе и
доказательство! А сказки своим чередом: ночь
длинная, зима студеная, пока-то солнышко
выглянет, пока-то батька с рыбалки вернется,
сигов наловит да мороженых песен принесет! То-то
будет весело! Светло станет, песни оттают, музыка
сделается: сиг, он жирный, прозрачный, как воск,
без фитиля горит, как электричество! Теперь что
ловится? Навага одна. Да на удочку. Что за рыбалка?
Построит твой папка от ветра из снегу дом себе,
целый день сидит – мотыляет. А что возьмет? Пуд от
силы. Наши отцы по-другому ловили: как заслышат,
что лед гудит да ветер поднимается, – соображают,
что идет, значит, краем моря косяк наваги верст в
семь длиной. Тут они всей деревней на лед, майну
рубят, лунки бьют, шестами невод заводят, и айда
все на вороты, да еще коней подпрягали, чтоб всех
в пролубь не утащило, когда косяк в самый кошель
попадет. Упрутся, подтащат, поднимут полный невод
до воды – и давай вилами эту навагу в стога
наметывать. На всю зиму наставят стогов на берегу
– и хватит. Захочется, к примеру, рыбки
постненькой – сани запрягут, вырубят этой наваги
сколько надо, мерзлую собакам бросят, себе из
серединки живой возьмут. Что выпучился? Не
веришь? А и то не сказка, а натуральная быль:
внутри-то стога тепло, рыба там долго живет, не
портится, она и вкусом вкусней. Тут, на Севере,
диковин много. Прежде богомольцы приезжали в
Соловки, тоже удивлялись: отчего, говорят, у вас
дома самые большие да крепкие по всей России?
Отчего у вас коровы такие дойные? Отчего это в
ваших краях про моры-голоды никто отродясь не
слыхивал? Кто вас кормит – не землица же? А
старики, бывало, на море поглядят да и
ответствуют: вот, говорят, землица наша – ее мы
пашем-бороздим, ею кормимся. Пока будем рыбачить
– никто про голоды и моры не услышит никогда. Вот
и рыбачим помаленьку…
1Каюк – название поморского
беспалубного судна.
2Шняка – название поморского беспалубного
судна.
3Казенка – каюта (поморск).
4Кляч – канат.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|