Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Нажми кнопку “discussion”!

Каждый старшеклассник может увидеть свою фамилию не только в классном, но и в серьезном научном журнале.

Преподаватель университета г. Саунтхемптона (Великобритания) Патрик Фуллик с 1995 года издает и редактирует научный журнал школьников в Интернете. Электронный адрес журнала – www.sci-journal.org. К публикации принимаются самостоятельные исследования школьников и студентов колледжей в области естественных наук, физики, химии и биологии. На странице, озаглавленной “Для учителей”, редактор журнала отмечает, что обсуждение научных проблем со школьниками других стран придает новое измерение процессу преподавания и изучения естественных наук в школе. У участника подобного обсуждения, считает Патрик Фуллик, формируется новый взгляд на собственное исследование, он начинает лучше чувствовать и понимать, что на самом деле скрывается за словами “научное исследование”. Среди работ, помещенных на сайте журнала, – исследования (как правило, экспериментальные), в которых изучается, например, влияние различных зубных паст на рост зубных бактерий, или конструкция электронного метронома, или влияние интенсивности света на скорость фотосинтеза, электрическое сопротивление проволоки...
Прочитав статью, вы можете включиться в ее обсуждение, “кликнув” по ярлыку “discussion list”.
В 1998 году журнал Патрика Фуллика был удостоен премии на одном из международных конкурсов интернет-изданий для молодежи, а совсем недавно на его сайте была размещена статья школьника из России – девятиклассника нижегородской средней школы № 105 Миши Чумбуридзе – “Поведение листьев чая в процессе заваривания”. Появление этой статьи – один из результатов научно-образовательных проектов Британского Совета в России. Нижегородские школьники и их учителя уже второй год встречаются на семинарах в интернет-центре Британского Совета в Нижнем Новгороде. После одного из первых семинаров девятиклассник педагогической гимназии Игорь Новожилов подготовил доклад “Оксфордский музей истории науки в Интернете”, занявший вскоре первое место на региональном конкурсе в секции “Страноведение”. Жюри конкурса выделило работу Игоря, поскольку представленный им материал объединял сразу несколько предметных областей: иностранный язык, информатику, историю и предметы естественно-научного цикла. Но мне представляется, что даже “пассивная” работа с журналом Патрика Фуллика может стать темой доклада на конференции научного общества учеников. Действительно, выбери статью, наиболее тебе интересную, переведи ее на русский и расскажи об исследовании своего английского сверстника, не забывая комментировать замеченные тобой отличия двух культур – британской и российской – в изучении окружающих нас явлений и процессов. Комментарии можно перевести на английский и послать по электронной почте редактору. Я состою с редактором в постоянной переписке, и недавно он сообщил мне, что статья Миши Чумбуридзе заинтересовала многих учителей.
Научный журнал школьников наглядно демонстрирует основную особенность британской науки: ориентацию на экспериментальное исследование изучаемого явления. В очерке о Резерфорде Петр Леонидович Капица, пытаясь определить характерные черты английского ученого, писал, что он “исходит не из теории, а из самого явления – изучает его и смотрит, может ли это явление быть объяснено существующими теориями”. Интересно, что такой экспериментальный подход к изучению Природы в немалой степени объясняет успехи Великобритании в построении гражданского общества. А потому весьма уместным завершением рассказа о журнале Патрика Фуллика мне представляются строки из статьи российского историка науки Юлия Менцина: “Регулярная, проходившая на виду у всех деятельность коллективного органа – лаборатории – являла собой поразительный пример того, как правильно организованное сообщество может, стремясь к истине, преодолеть разногласия и ошибки, а также бороться с догматизмом и тиранией, исходя из того, что никто не имеет права высказывать свое мнение иначе, чем опираясь на доводы разума и показания приборов”.

Борис БУЛЮБАШ,
кандидат физико-математических наук
Нижний Новгород

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru