ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Учитель, которому больше всех нужно.
Какой он, что его тревожит, о чем он думает, на что
надеется? Мы пытались разобраться в этих
проблемах в рубрике “Институт учительского
мнения” вместе с нашими читателями и их
учениками. Обсуждению этой темы и были посвящены
вопросы, которые мы сегодня вам напомним.
1. Как вам кажется, можно ли работать эффективно,
используя обычные методики
введения–закрепления–контроля? В чем, на ваш
взгляд, их плюсы и минусы?
2. Меняли ли вы коренным образом свои методы
работы в классе? Если да, то почему? С какими
трудностями вы столкнулись?
3. Как вы думаете, какие качества мешают учителю
вводить и использовать новые образовательные
технологии?
4. Есть ли рядом с вами люди, начинающие свой
педагогический поиск? Как к ним относятся в школе
– дети, учителя, родители?
5. Как вам кажется, в каких случаях справедлива
фраза: “Нельзя экспериментировать над детьми”?
Нередко учитель, который пытается работать
по-новому, слышит ее. Если границы нововведений в
школе существуют, то каковы они, на ваш взгляд?
Но вопрос всегда ограничивает рамки размышлений,
возможно, поэтому наши коллеги предпочли
выразить свое мнение не только в виде
последовательных ответов, а анализируя
сегодняшнюю работу, вспоминая прошлое, порой
споря с собой.
Рядом со мной нет новаторов.
Я, как Чацкий, в одиночестве...
Не могу присутствовать на
отрепетированных уроках, где дети, словно
оловянные солдатики, демонстрируют свои знания.
На их лицах страх, зажатость. Я за вдохновение, за
страсть, за интерес как движущую силу успеха. Нас
таких любят, обожают дети. А значит, и их родители.
Ведь дети растут увлеченными, целеустремленными,
уверенными, жизнерадостными. Они не страдают, а
наслаждаются жизнью.
Занимаясь экспериментами, убедилась, что все
дети способны преодолевать любые трудности, надо
только подходящую опору сделать. Детей нельзя
сортировать. В обычном классе можно обучать всех
детей. Только вот при аттестации наши чиновники,
руководители этого не учитывают. Вообще пора
перейти на контрактную форму: родители, отдавая
ребенка в школу, формулируют свой заказ с учетом
состояния здоровья ребенка, его возможностей.
Учитель обязан обеспечить выполнение требований
семьи.
Трудности мои – в несвободе, в тех “цепях”,
которые формалисты-чиновники надевают на ноги и
руки. Мешает работать по-новому армада
контролеров, которые, как правило, ничего не
хотят менять. Все новое их страшит. Оценка моей
работы – по количеству отметок, по скорости
чтения слов в минуту и так далее. Смешно, что
учителя аттестуют те, кто ни
монтессори-педагогики, ни сотрудничества не
знает. Нами руководят ретрограды. Но время
работает не на них. Родители – вот кто самый
строгий судья. Мешает недостаточное
финансирование. Посудите: начинающий учитель
получает 680 рублей. Может ли он приобрести книги,
выписать газеты, а о компьютерном обеспечении и
речи нет. А для ребенка, только пришедшего в
школу, необходимы и стимулы. На бумагу, краску,
спортивные тренажеры, учебные принадлежности,
библиотечку и т.д. надо очень много средств.
Валентина ОСАДЧАЯ,
Алтайский край
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|