Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Светлана КРИВЦОВА

Психология на каждый день...

Для нас это психология общения.
И только по книгам ее не изучишь

Зачастую учителя сетуют на недостаточное знание психологии. Иногда кажется, что многие педагогические проблемы решатся, если почитать психологическую литературу, закончить специальные курсы. Но может ли учитель, стремящийся повысить профессиональную культуру, самостоятельно изучить психологию? Как сориентироваться в многообразии приемов, концепций и технологий? Да и гарантирует ли хоть одна психологическая методика стопроцентный результат?.. Непростые вопросы, рано или поздно встающие перед каждым учителем в процессе самообразования. Ответить на них нам поможет сегодня психолог Светлана Кривцова, научный руководитель Центра социально-психологической адаптации детей и подростков «Генезис»

Может ли чтение литературы по психологии общения помочь учителю в развитии его коммуникативных навыков?
Да, если у педагога созрела внутренняя потребность в личностном изменении, если он не удовлетворен своим стилем общения с детьми.
Нет, если учитель не испытывает особого желания что-либо всерьез менять в своей деятельности. К сожалению, иногда приходится сталкиваться со случаями, когда психологическая литература используется исключительно в целях самоутверждения: «Сейчас престижно по разным поводам ссылаться на психологов, значит, и мне не надо отставать от коллег».
Но тогда эти знания и усваиваются поверхностно, без осмысления. Специалисту легко заметить грубые ошибки в пересказе психологических подходов и концепций. Как правило, отсутствует ответ на вопрос: почему для решения проблемы предлагается именно этот, а не иной подход?
То есть человек попросту использует психологическую литературу, но сами по себе психологические знания не являются для него ценностью. Меняться он не собирается. Как если бы кто-то нашел рецепт счастья и предлагал его окружающим, сам оставаясь несчастным.
А другой учитель обращается к психологической литературе потому, что хочет перемен. И главны й признак готовности к переменам в том, что человек отваживается говорить о себе, о конкретных проблемах, которые существуют в его педагогической практике.
Если же учитель может бесконечно приводить примеры различных психологических техник, диагностик, приемов, но при этом ни словом не обмолвится, как эти знания соотносятся с его личным опытом, скорее всего начитанность – только маска, которую надевают, чтобы чувствовать себя в роли современного «прогрессивно мыслящего» педагога.
Есть еще один важный критерий серьезного отношения к психологии общения: встречается ли в высказываниях учителя на эту тему слово “уважение”. По сути, психология общения – это искусство уважать друг друга, несмотря на наше различие.
Я взрослый, а ты маленький, я опытный, а ты еще мало знаешь о жизни, у меня уже существует много страхов и опасений, а у тебя их нет. Мы разные, и моя задача как учителя, несмотря на это, научить тебя уважать себя и меня. И я могу это сделать единственным образом: показывая тебе мой личный пример.
Ведь и к детям можно выйти, прикрывшись статусом или ролью, что часто и происходит. Спрятаться можно в том числе и в футляр психологических знаний.
А хороший учитель не прячется, более того, он тренирует в себе способность быть открытым с детьми. Это требует мужества. Потому что ты можешь быть увиденным во всей своей незащищенности, ранимости, несовершенстве.
Однако учитель может научиться вести себя с детьми так, будто у него нет особого статуса, и при этом уважать человеческое достоинство ребенка. Педагог может научиться естественно выражать свое состояние, чувства независимо от того, испытывает ли он прилив сил или усталость. Известный психолог Карл Роджерс называл эту способность конгруэнтностью. То есть человек выражает именно то, что ощущает в данный момент. И оказывается, конгруэнтное поведение поразительным образом действует на собеседника. Конгруэнтный человек затрагивает глубинные чувства собеседников, его сообщения становятся особенно понятными и вызывают живой отклик в душе.
Кстати, скоро в издательстве «Смысл» выходит книга К.Роджерса «Свобода учиться».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru