Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
КРУГ ВОПРОСОВ

Андрей РУСАКОВ

Зарплата повышается.
Бюджет остается прежним

И пока это так, ни одна серьезная финансовая проблема школы не будет решена. Интервью с Валерием НЕСТЕРОВЫМ, министром образования Свердловской области.

Как заявил 7 февраля на правительственном заседании министр финансов Алексей Кудрин, 42 региона России испытывают сложности с выплатой повышенной зарплаты бюджетникам. Ситуация везде примерно одинаковая: местная власть говорит, что виноват федеральный центр, правительство грозится навести порядок на местах и потихоньку выделяет дополнительные трансферты.
Но можно ли решать эту проблему в отрыве от более общей: система финансового обеспечения школ нуждается в коренном реформировании.

– Валерий Вениаминович, как вы видите декабрьское повышение зарплаты в общем контексте финансовых трудностей школы?
– Существует одна очень серьезная проблема, о которой не принято говорить. Заключается она в следующем: мы должны выйти из хронического состояния кредиторской задолженности.
Например, каждый январь у нас начинается с того, что все, кому мы должны за уголь, за энергию, за воду, предъявляют нам претензии. Сейчас мы будем получать деньги по бюджету 2002 года, платить из него долги 2001 года, в результате чего к следующей осени вновь останемся без средств к существованию. Эту тему почему-то никто не поднимает ни в печати, ни на ведомственных совещаниях.
– То есть повышение зарплаты не означает увеличения общего бюджета образования?
– Вот именно. Ведь если крыши нет, подвала нет, нет тепла и света, то где вы будете производить впечатление своими замечательными программами?
Если вы положите перед собой все постановления Правительства РФ по подобным вопросам, там увидите два пункта:
«1. Повысить зарплату работникам бюджетной сферы, финансируемым из федерального бюджета, на столько-то.
2. Предложить законодательным и исполнительным органам субъектов РФ осуществить аналогичное повышение в пределах собственных средств».
Затем выйдет постановление правительства Свердловской области, где будет написано: «Министерствам и ведомствам Свердловской области осуществить повышение заработной платы». А общий объем средств, выделяемых на образование, остается прежним. Точнее, он в численном выражении год от года несколько растет, но растет лишь пропорционально официально признанным коэффициентам инфляции.
Получается, что всякое повышение заработной платы учителям будет приводить к дальнейшему катастрофическому ухудшению ситуации.
Может быть, в тех территориях, которые живут за счет дотаций, дело обстоит лучше. Но наша-то область – федеральный донор; 63 процента своих доходов она отдает в Федерацию, и рассчитывать ей больше не на что.
В это время звучат слова: «Мы повысим зарплату работникам образования в два раза». Рассчитываем свой бюджет с учетом этого требования. Получается, что 74,5 процента в новом бюджете составят зарплата и начисления с нее. 26,5 процента – это на все остальное: на развитие, на коммунальные платежи, на капитальный ремонт... И при этом, повторюсь, сохраняется текущая кредиторская задолженность.
Складывается весьма странная ситуация. РАО ЕЭС владеет государство. В Газпроме государство – хозяин контрольного пакета акций. Наши училища – государственные, их долги – это долги государства перед ними.
Вот мы не заплатили что-то по текущим платежам. То есть государство само себе оказалось должно. Но начинается начисление пени. И долг государства самому себе растет. А нельзя по-другому?
Я изумляюсь тому, как все податливы к лозунгу «Пусть зарплату учителям снова платят из центра». А решение напрашивается-то как раз обратное. С зарплатой муниципалитеты в большинстве случаев разберутся. Гораздо хуже с другими проблемами, которые над школами и училищами висят: это тепло, водоснабжение, электричество.
Все это завязано на отношения школ с государственными же, по сути, подразделениями – вот эти бы отношения передать в ведение государства: построить единую систему финансового обеспечения, которая бы устранила кучу посредников и мошенников.
– На ваш взгляд, сколько бы денег ни выделялось, все уйдут в песок из-за сложившейся системы финансирования школы?
– Сейчас вопрос не в количестве денег – я абсолютно в этом убежден. Вопрос в наведении порядка в некоторых сферах. Прежде всего в движении финансовых потоков, чтобы прекратилось вечное состояние долга. Я не знаю в деталях, как этого достичь, я не специалист. Есть люди, которые профессионально занимаются финансами. Но должно быть решение по этому поводу. Экономическое ли, административное ли – любое.
Руководитель должен быть менеджером, должен крутиться (зарабатывают ведь начальные профессиональные учреждения около 140 млн по хозрасчету). Но в то же время он должен быть уверен, что такие-то средства такого-то числа ему должны поступить и они обязательно поступят. А дальше – дело его инициативы.
Мы практически добились исполнения требования закона, чтобы каждое образовательное учреждение приобрело юридическое лицо. Но защита прав юридического лица должна сопровождаться тем, что средства, которые положены образовательным учреждениям, большие или маленькие, должны приходить в срок и не распыляться на выплаты кредиторам.
Эти вопросы должны быть урегулированы. Иначе каждое увеличение зарплаты будет оборачиваться дальнейшей разрухой в образовании.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru