Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2002

Первая тетрадь. Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ

Наталия ИШТРИКОВА

Чтобы стандарт лучше смотрелся,
его загоняют в рамки

Но смысл картины от этого не меняется

Рассмотрение в первом чтении законопроекта № 117605-3 “О государственном стандарте общего образования” переносится на март. Пока точно не определено, когда именно он будет обсуждаться. Однако известно, что законопроект будет значительно переработан с учетом требований правительства.

Итак, правительственные чиновники с момента внесения согласованного законопроекта в Думу выступили категорически против ряда его положений, указав депутатам в официальном отзыве от 30 октября 2001 года, что ввиду несообразности проекта правительство даже не в состоянии дать заключение на него.
Однако правительство ясно указало, что не согласно с идеей утверждения базисного учебного плана Федеральным Собранием, введением понятия школьного компонента (согласно ст. 7 Закона “Об образовании” госстандарт общего образования устанавливается только для федерального и регионального компонентов). Кроме того, согласно той же статье законом должен устанавливаться только стандарт основного общего образования.
В течение двух месяцев заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Александр Шишлов надеялся найти взаимопонимание по вопросу о законопроекте с заместителем председателя правительства Валентиной Матвиенко и получить от нее положительный официальный отзыв. В ожидании благой вести от вице-премьера законопроект поставили в план думского заседания 25 января. Потом перенесли на февраль...
На прошедшей неделе рабочая группа, собравшаяся еще раз обсудить законопроект (министр образования Владимир Филиппов, председатель Комитета по образованию и науке Думы Иван Мельников, его заместители Олег Смолин и Александр Шишлов, советник Комитета по образованию Совета Федерации Евгений Буслов и другие), приняла решение пойти навстречу пожеланиям правительственного Департамента науки, культуры и образования.
Во-первых, исчез один из “флажков” для исполнительной власти – пункт 7 статьи 8 “Максимальный объем еженедельной аудиторной учебной нагрузки обучающихся”. Олег Смолин предложил зафиксировать в тексте хотя бы годовую нагрузку, однако рабочая группа сочла необходимым определить нагрузку по ступеням обучения. В этом случае образовательное ведомство и сами учреждения будут более свободны в распределении нагрузки. Для того чтобы гарантировать государственное финансирование всех образовательных программ, в законопроекте будут указаны как минимальная, так и максимальная учебная нагрузка по ступеням обучения (в соответствии с предельными нормами по СанПиНам). Далее было решено сузить компетенцию Федерального Собрания в области государственного стандарта (ст. 18) – она фактически была сведена к праву писать и переписывать закон о стандарте. В частности, из текста вычеркнут абзац о согласовании БУПа с Федеральным Собранием. Депутаты согласились с тем, что эта громоздкая процедура не нужна образовательному ведомству и только затруднит его деятельность. Что касается вопросов утверждения основных требований к стандарту, определения порядка его разработки, утверждения и исполнения, то эти положения также исчезли из текста “за ненадобностью”, поскольку законопроект и так уже решает эти вопросы в достаточном объеме.
Измененный законопроект не будет вновь рассылаться субъектам права законодательной инициативы (в регионы), а будет скорее всего обсуждаться “взамен ранее внесенного”.
Законопроект о стандарте вновь принимает “рамочный” вид. Однако нужен ли он школе? Вопросы оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета, вопросы финансирования школьного компонента в полном объеме совсем не так просты. И самое главное, что даст школе госстандарт: гарантии исполнения государственных обязательств или еще большую формализованность процедуры утверждения учебного плана, в том числе школьного компонента? Тогда получится так, что при таких же объемах финансирования школа будет вынуждена все больше обезличивать свои образовательные программы, испытывая при утверждении учебных планов давление образовательных чиновников, как это происходит в ряде регионов уже сейчас...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"