Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
 

Владимир НАГОСАНОВ

Испытание единством

Сценарии развития системы образования в Западной Европе

Объединение Европы на заре ХХI века – мощнейший вызов мировой истории. Между тем многие историки полагают, что на Западе не происходит ничего нового. Народы Старого Света только возвращаются к единству, утраченному на исходе средних веков. Тогда национальные культуры и национальные государства вышли из лона единой латинской цивилизации, скрепленной общей образовательной системой, общим языком знания. Ныне предстоит проделать обратный путь.
На Западе понимают, что реальное европейское единство выстраивается не столько в области политики или экономики, сколько в мироощущении людей, в культуре. Предлагается, не разрушая сложившейся культурной идентичности, совершить прорыв к значительно более широкой и глубокой цивилизационной общности. И центральную роль в этом прорыве должно сыграть образование.
Однако построение единой, цельной и мировоззренчески актуальной системы образования в Европе – задача не одного десятилетия. Это хорошо понимают в Европейском Союзе. Слишком различаются на сегодняшний день подходы к среднему и высшему образованию в Германии и в Италии, во Франции и в Греции. И дело здесь даже не в материальных возможностях, не в подготовке специалистов – это как раз вопросы, которые могут быть решены политически, единой властной волей. Куда сложнее обстоит дело с социально-культурными реалиями, ценностями и традициями, сильно отличающимися друг от друга в разных регионах Западной Европы.

Франц Рудельхоф, директор частной школы-пансиона в Шварцвальде (Германия), подчеркивает, что основные трудности в деле строительства единой общеевропейской образовательной системы будут связаны с ожиданиями, с которыми местные общества привыкли относиться к школе. Однако, с другой стороны, полагает он, европейское объединение способно оживить региональные и областные традиции в области образования, так как общеевропейские требования и стандарты легко вытеснят национальный диктат, и местные пожелания будут услышаны. «Чем дальше центр, – утверждает господин Рудельхоф, – тем более отвлеченными выглядят его требования. Чем больше и сильнее общество, тем спокойнее оно вплетает в свою ткань различия и нюансы, придающие особое обаяние необходимым стандартам и дисциплине».

Со своим немецким коллегой готовы согласиться и Ф.Ванни-Скотт, сотрудница парижского Национального института педагогических исследований, и профессор педагогики Эколь Нормаль, одного из самых престижных высших учебных заведений французской столицы. По мнению госпожи Ванни-Скотт, стратегическое строительство европейской средней школы – задача двух первых десятилетий ХХI века. При этом для достижения успеха школа должна отвечать нескольким принципиальным требованиям:
воспитывать лидеров, соответствующих условиям современного информационного общества;
способствовать сохранению культурной преемственности и воспитанию культурной идентичности;
служить делу социальной гармонии.
Таким образом, как полагает профессор Эколь Нормаль, педагогическое строительство всегда требует сочетания динамической нацеленности на развитие и несколько консервативной ориентации на общественное согласие, она должна страховать слабых и в то же время поддерживать сильных. Вместе с тем всякая образовательная система существует отнюдь не в вакууме, и ее возможности во многом зависят от силы и зрелости общества. В связи с тем, что социальная зрелость общества – одна из наименее предсказуемых величин в социальном прогнозировании, Ф.Ванни-Скотт предлагает пять сценариев развития для школы в объединенной Европе ХХI века.

Сценарий 1.
Обучающая школа

Такая система требует сильного общества, не испытывающего проблем с идентификацией и способного к углубленному самосознанию. В рамках подобного социума социализация и эмоциональное развитие детей целиком ложатся на внешкольные институты: семью, церковь, культурные организации и органы здравоохранения. Общество достаточно сильно, терпимо и стабильно, чтобы обеспечить преемственность поколений и востребованность социальных ролей, чтобы избежать социальных катастроф и потрясений. Школа же только учит. Ее единственная задача – передача знаний. Она тоже остается вписанной в многообразные институты социализации, но имитация социально жизни взрослых, неизбежная в любых обстоятельствах, не разыгрывается в ней специально, то есть целиком подчинена нуждам образования.
Основной недостаток такой школы в том, что в условиях информационного общества малейший кризис становится чреват в ней взрывом, и дети, получающие «идеальное образование без акцента на воспитание», мгновенно отчуждаются от жизни взрослых, если видят ее в неприглядном свете.

Сценарий 2.
Отсеивающая, селекционная школа

Подобные учебные заведения, где основное внимание уделяется тем учащимся, которые способны освоить самый сложный материал, существовали и будут существовать при любых общественных тенденциях. Они более всего нацелены на динамику социального развития, во многом служат питательной средой перемен. Однако жесткая дифференциация в такой школе вряд ли может быть признана демократичной. Она, с одной стороны, не всегда учитывает индивидуальные особенности развития самых талантливых учащихся, с другой – порождает в своей собственной среде, нацеленной на выживание любой ценой, постоянное соперничество, нездоровый психологический климат.
В рамках подобной школы более всего сказываются противоречия современного этапа исторического развития. С точки зрения экономики информационная эра требует раннего выявления наиболее талантливых и сильных, потенциальных лидеров, менеджеров нового поколения. Селекционная школа выступает здесь как частное предприятие, главная цель которого – выпуск конкурентоспособной продукции. Но дисгармония, торжество конкуренции в детской среде могут породить далеко идущие социальные последствия, в конечном счете привести к расколу общества.

Сценарий 3.
Школа, вписанная в социокультурную систему

Разрешить потенциальный социальный кризис может школа, которая видит себя вписанной в социокультурную систему, которая живет и развивается вместе с обществом. Только в такой школе можно достичь диалектического равновесия между воспитанием и образованием. Но беда в том, что эту модель крайне трудно воплотить в жизнь. Политически единая Европа отнюдь не представляет пока общую социально-культурную среду. Интересы государства, местного общества и семьи, представления об образовании в различных регионах, сами образовательные стандарты пока еще слишком часто расходятся. Однако необходимо преодолевать отчуждение между школой и большим миром за ее стенами. В «обучающей» и «селекционной» школе создается искусственная среда, призванная впоследствии способствовать развитию среды естественной. Школа, вписанная в социокультурную среду, мыслит себя органически. Однако такая школа призвана быть творческой, инновационной, но невозможно подготовить миллионы преподавателей, способных к творчеству.

Сценарий 4.
Технологическая школа

Это наиболее формальный вариант развития образования, рассматривающий социальные и интеллектуальные проблемы современного мира как своего рода универсальную матрицу. Универсум взрослых обращается к детям со своего рода формализованным вызовом. Освоение базовых языков цивилизации рассматривается как пропуск в социум, путь к социализации.
Этот сценарий ориентирован на широкое и повсеместное использование не только современных новейших, но и будущих технических средств – кабельного телевидения, микроординаторов и многого другого. В результате коренным образом изменится весь процесс обучения. Он будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных центрах, обладающих огромными банками данных. Кардинально изменится роль учителя, да и само понятие “школа” станет очень условным.
Реализация этого сценария, по мнению Ф.Ванни-Скотт, столкнулась бы с огромными трудностями. С одной стороны, потребуются колоссальные финансовые средства на дорогостоящее оборудование, с другой – очень сложна задача глубокого изменения менталитета педагога. Особенно тревожит в связи с проектами «технологической школы» нарастающая власть отчуждения, индивидуализация процесса обучения и соответственно совершенная трансформация межличностного общения между поколениями и внутри поколений.

Сценарий 5.
Дифференцированная школа

Дифференцированная школа предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку. Здесь нет принудительной селекции и нездоровой конкуренции. Всякий ученик работает по своему индивидуальному плану.
Эта наиболее мягкая и либеральная модель образовательной системы имеет меж тем и много существенных недостатков. Она не признает универсальных требований к личности, моделирует ложную социальную ситуацию и не отвечает экономическим запросам информационного общества. Ложная социализация дезориентирует личность, а в крайнем случае формирует потенциального аутсайдера. Некоторые психологи полагают, что торжество «дифференцированной школы» – прямой путь к тому виду общественной гармонии, который чреват полной и окончательной стагнацией.

Вне всякого сомнения, регионы и страны Европы тяготеют к различным сценариям построения образовательной системы. Это связано и с историческими традициями, и с культурными переживаниями, и с социальными ожиданиями. Так, в Великобритании всегда была популярна селекционная школа, французы стремились прежде всего вписать своих детей в социальную и культурную среду, а в Германии состязаются дифференцированные и обучающие учебные заведения. Европейский Союз скорее всего попытается синтезировать все эти тенденции, использовать позитивные возможности каждого из сценариев. Как будут практически выглядеть эти попытки и насколько они окажутся успешными, покажет ближайшее будущее.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru