Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Александр АДАМСКИЙ

Кто выиграет войну с беспризорностью?

Традиционные ведомственные средства себя исчерпали, это признал Президент РФ В.Путин

Во вторник, 15 января Президент России Владимир Путин, выслушав отчет заместителя председателя правительства о положении дел в социальной сфере, потребовал незамедлительно объявить войну беспризорности. При этом высказал неудовлетворенность работой правительства в этом направлении.
– Если уж люди указывают президенту, значит, все программы неэффективны, – заявил лидер нации, имея в виду свое общение с людьми 24 декабря 2001 года в прямом телевизионном эфире.
Тогда, как помните, В.Путин в ответ на вопросы о беспризорности пытался ссылаться на существующие программы и подпрограммы, но население, участвовавшее в общении с президентом, никаких программ не признало и жестко указало президенту на небывалый размах бедствия. А президент теперь – правительству.
Вице-премьер В.Матвиенко к середине февраля обязалась представить план кампании. Судя по настрою президента, военные действия предстоят широкомасштабные и с применением всех наличных средств, традиционно применяемых ведомствами в таких случаях. Эффективность при этом выше не станет, поскольку средства те же, что применялись и ранее.

В роли Фарфуркиса

Основной недостаток закрытой системы управления любой сферой человеческой деятельности: она не замечает новых проблем, не в состоянии отреагировать, тем более эффективно, на появляющиеся задачи. Да и ресурса решения новой проблематики у закрытой системы управления нет – смета расходов детально расписана заранее и утверждена.
Все, кто занимается инновационным образованием, это хорошо знают. Собственно модернизация или любой другой вид реформы нашей системы оттого и буксуют, что перемены не входят в функционал бюрократии.
Поэтому бюрократия всегда проигрывает в борьбе с чрезвычайными ситуациями. В результате – проблема разрастается до уровня национальной трагедии, когда не замечать ее уже невозможно, особенно если высшее руководство время от времени «ходит в народ». И только тогда высшее руководство предлагает бюрократии «в кратчайший срок сделать предложения по искоренению недостатков». Классический ход событий, описанный братьями Стругацкими в «Сказке о тройке». Там время от времени глава сказочной тройки восклицал: «Недоразумение? Товарищ Фарфуркис, устранить!» И самый предприимчивый из тройки бросался устранять увиденный руководством недостаток. Как правило, делал он это формально и сути проблемы не затрагивал никогда.
Ситуация с беспризорностью тоже, к сожалению, напоминает такой подход.
Поэтому дело скорее всего и ограничится заверениями в скорейшей разработке очередной программы, или расширении существующей подпрограммы, или, наоборот, создании мегапрограммы, которая покончит с этим позорным для страны и ее президента явлением.
С нашей точки зрения, основными причинами детской беспризорности, усугубившими положение после политических и социально-экономических катаклизмов, явилась образовательная политика, не направленная на укрепление школы как социального института. Ярким примером такой политики, было, например, беспрецедентное игнорирование возникших по инициативе учителей и директоров школ, при поддержке местного сообщества школ-комплексов.
Десять лет такие школы сражались за признание и потерпели полное поражение.
– Пусть называются общеобразовательными, вы представляете, как будет звучать: «Я закончил школу-комплекс!» – говорили чиновники.
А то, что такие школы, особенно в селе, да и в городе, притягивали ребят, не только учили, но и лечили, позволяли найти себе занятие сотням тысяч ребят, – на это наплевать.
Люди, которые работали в школах-комплексах, не могут получить пенсию, их не признают в качестве работников образования, потому что их должностей нет в номенклатуре.
А у школы есть утвержденное штатное расписание, и сколько трудов надо приложить, чтобы в школе появился еще один тренер, или еще один врач, или еще один руководитель кружка… Никого не волнует, есть ли такая потребность у граждан, будут ли дети заняты, если этого нет в штатном расписании…
А вот профилизация классов, превращение школы в подготовительные отделения для вузов – это всячески приветствуется и поощряется.
Сколько директоров, особенно сельских школ, мучались и до сих пор мучаются, чтобы дать своим ученикам начальную профессиональную подготовку в рамках школы, – сколько бы старшеклассников это удержало в родном селе, уберегло бы от раннего бегства в город, где их никто не ждет, кроме криминала и наркодилеров.
Не говоря уже о самой роли сельской школы как культурно-образовательного центра, от которой так отмахиваются экономные региональные и ведомственные авторы проектов оптимизации сети сельских школ.
Школа фактически вынуждена поощрять детскую беспризорность, у нее нет ни полномочий, ни правовых условий, ни как следствие финансовых ресурсов решать задачи сохранения детства.
И тем не менее в России есть замечательный опыт работы с подростками. И не только по подготовке их в вузы, но и в отвлечении от улицы, возвращении в нормальную жизнь, по спасению от криминала, сбережению от беспризорничества.

Опыт есть

В сети федеральных экспериментальных площадок представлен потрясающий опыт работы по спасению детей от беспризорничества.
В Хабаровске работает Александр Петрынин, автор эффективной программы возвращения детей, попавших в колонии и тюрьмы, в нормальную жизнь.
Центр реабилитации А.Петрынина действует уже давно, там разработаны не только уникальные методики возвращения детей в нормальную жизнь после осуждения, но и методики профилактики.
Например, Петрынин с коллегами разработал специализацию «уличный педагог». Уже сегодня мы слышим от отдельных экспертов претензии: «Что это за специализация, ее нет ни в одном перечне, ее никто не утверждал, мы не можем пропустить такую специализацию…» А Петрынин разработал программу повышения квалификации для педагогов, которые смогут работать на улице, находя общий язык с подростками и вовлекая их в нормальную жизнь.
И таких находок в сети ФЭП много.
Так, Зоя Халюта, лидер авторской экспериментальной школы села Нововаршавка Омской области, разработала программу подготовки педагогов, которые создают образовательные программы на основе экономики, традиций, этнографии жизни самого села. Таким образом, школа становится центром его развития – экономически и социально. И дети, и взрослые в Нововаршавке живут благодаря таким учителям совсем другой жизнью.
Ирина Осетрова, директор того самого комплекса, который никак не может стать легитимным, объединила в своей 71-й школе все, что может хоть как-то заинтересовать ребенка и не просто удержать в школе, а развить его особенные, только ему присущие способности.
А какие есть площадки на базе дополнительного образования! Например, Дом творчества в Кировском районе Красноярска, где энтузиасты создают не только центр притяжения для ребят микрорайона, но и потрясающие летние лагеря творчества, в которые рвутся дети со всего края.
Я точно знаю: вопреки политике, делающей школу неконкурентоспособной в борьбе с улицей, бандами и прочими «прелестями» подростковой жизни, в образовании сохранился человеческий и содержательный потенциал для войны с беспризорностью.
Но этот потенциал не может реализоваться в казенно-бюрократической мет`оде, это должно быть общественно-педагогическое движение, поддержанное государственными деньгами и мандатами.

А деньги?

Методика ведения военных действий с беспризорностью непроста, но и сама проблема, сама болезнь запущена.
Если исходить из того, что общественно-образовательный потенциал есть, то надо найти наиболее эффективный способ его реализации. Опыт проведения конкурса культурно-образовательных инициатив на статус ФЭП в рамках Федеральной программы развития образования (ФПРО) может подсказать такой способ.
Это своего рода тендер, конкурс на подряд, грант на реализацию проектов, направленных на решение проблем беспризорности и нормализации детской жизни.
В рамках ФПРО накоплен уже достаточный опыт административного обеспечения такого рода конкурсов.
А содержательно – есть опыт «Авторской школы», есть уже известное экспертное сообщество, есть, наконец, признанные лидеры такой педагогики.
Но при этом необходимо, чтобы бюджет войны с беспризорностью был составлен не по принципу оплаты по утвержденным тарифам или ставкам – за такие деньги и результат получится, как обычно… Чтобы выиграть войну, надо жертвовать другими интересами и потребностями, а платить так, чтобы профессионалы ни в чем не нуждались и сосредоточились только на своей работе.
Мы уверены, что найти деньги можно, надо только потратить их так, чтобы на стороне государства и общества оказались самые высококлассные профи (они у нас есть), чтобы тендеры проводились по всей стране и процедура выделения грантов была прозрачной и, наконец, чтобы герои этой войны пользовались такой же известностью и славой, как футболисты или телезвезды.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"