Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2002

Первая тетрадь. Политика образования

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ: УСЛОВИЯ ИГРЫ...ИЛИ ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ?

А если попробовать по-другому

Прирост оплаты труда учителя должен происходить по нескольким изолированным векторам. Николай РЕШЕТНИКОВ предлагает иной подход к системе оплаты труда в образовании

Переход на новую систему оплаты труда учителя, который я сейчас предлагаю, – дело долгосрочное. Прирост оплаты труда учителя должен происходить по нескольким изолированным векторам.
На какие показатели может опираться расчет зарплаты работников образования?
1. Стаж педагогической работы. Учет стажа при приросте заработной платы – это мера социальной защиты, которая компенсирует учителю потери здоровья и стимулирует его на продолжительную работу в отрасли.
Интересно с этой точки зрения посмотреть на дореволюционный опыт. Если учитель проработал пятнадцать лет, его пенсия могла равняться 50% последней зарплаты. Если 20 лет, то 80%, а если 25, то 100%. Важно обоснование такого подхода. В уставе прогимназии 1868 года было записано: «Работа учителя тяжелая, износу организма требует и начиная с некоторого времени, человек не может изменить средство заработка. Помрет ежели, платить пенсию супругу его, пока не помрет».
В советское время подобную роль играл стажевый коэффициент: каждые пять лет учитель получал надбавку к зарплате, независимо от квалификации и результатов труда. Этот прирост шел до 25 лет, максимальный коэффициент получался 1,45 (с начальной ставки в 100 рублей каждые пять лет набавлялось по 10 рублей, а за последние пять лет работы – 5 рублей). Нельзя было работать после 60 лет. В этом признание того, что человек затратил свой внутренний невосстановимый ресурс на работу в отрасли.
Начиная с 1992 года стажевый коэффициент стали подрезать. Сначала урезали его до 10 лет, потом с трудом восстановили до 20. Противники учета этого коэффициента до пенсии говорят, что после 20 лет учитель уже не работает с полной отдачей. Даже не стоит обсуждать, работает или нет, потому что в этом аргументе – непонимание того, что коэффициент не имеет никакого отношения к качеству труда. Можно сказать, что это благодарность налогоплательщиков за то, что человек посвятил себя работе в системе образования, это не оценка труда, а мера социальной защиты.
Для того чтобы этот показатель работал, ведомству необходимо выполнить краткосрочную программу (6 месяцев): усилить стажевый коэффициент, сохранив прибавку каждые пять лет и доведя шкалу до 25 лет, согласовать ее с ЦК профсоюза, Минтрудом, Минфином и Минюстом.
2. Педагогическая квалификация – еще один показатель, который необходимо учитывать для увеличения зарплаты, достаточно формальный и не зависящий от чьего-то вкуса и расположения духа. Определяется она только государственным дипломом и соответствующими документами о дополнительном профессиональном образовании в рамках отраслевой системы повышения квалификации. Если человек повышает свою квалификацию по установленным государством правилам, его зарплата должна прирастать.
Сейчас формируются единые государственные представления о том, что такое повышение квалификации для работников, имеющих высшее образование. Фактически складываются стандарты послевузовского образования.
Еще один аспект – получение иной специальности в рамках переподготовки. Например, в вузах появилась новая специальность: менеджер организации. Те, кто профессионально занимается управлением в образовании, имеет значительный опыт, знания, но не имеет такой специальности, могут пройти переподготовку и получить соответствующий государственный документ, чтобы на рынке труда чувствовать себя на равных с молодыми специалистами, имеющими сразу после вуза квалификацию «менеджер». Академией совместно с министерством разработана примерная программа более чем на 500 часов. Опытный управленец с этими знаниями, с соответствующим сертификатом может более уверенно чувствовать себя в карьерной гонке.
В рамках среднесрочной программы (12 месяцев) возможно определиться со ступенями и содержанием повышения квалификации, с правилами получения документов о послевузовском профессиональном педагогическом образовании, разработать модули содержания послевузовского образования, определить накопительный порядок повышения квалификации на категорию, согласовать разработанные модули со стандартами высшего образования.
Два рассмотренных вектора прироста зарплаты не зависят от работодателя. Воспользоваться ими – право самого работника. Эти два вектора задают реальную тарифную сетку. Сегодняшняя ее версия не сетка, а всего лишь линейка.
3. Условия труда – этот показатель в системе оплаты труда в образовании непосредственно связан с понятием стоимости рабочего места. Для его введения необходимы формальные педагогические и ресурсные характеристики типов и видов образовательных учреждений.
Сегодня этот показатель не работает, может, только в какой-то мере в сельской школе, где за условия труда кое-что приплачивают.
Стали появляться учреждения, дающие более высокий уровень подготовки. При сегодняшней системе оплаты труда статус учреждения абсолютно не зависит от квалификации людей, которые в нем работают. Везде в мире осознают эту проблему и создают условия, при которых кадры с более высокой квалификацией стремятся работать в учреждениях более высокого статуса: там выше зарплата. То есть лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением предметов нужно не только другое название, но и другие ресурсные характеристики по сравнению с обычными школами, а в это понятие входит и фонд оплаты труда.
Что такое, например, гимназия с этой точки зрения? Здесь не менее половины (или три четверти, или все) работников должны иметь высшую категорию. Это должно быть заложено в фонд оплаты труда еще до того, как появились работники, и директор, принимая на работу, может серьезно повысить требования. Должна быть система привлечения и отбора кадров. Сейчас этого маневра у лицеев и гимназий нет, и директора вынуждены творить чудеса, чтобы заполучить хорошего педагога.
Надо признать, что статус учреждения – это не желание директора или учителя, это потребность налогоплательщика. Во всем мире учителя идут в такие школы по конкурсу, но на конкурс человек пойдет только в расчете на какие-то льготы и привилегии.
Две школы на одной улице могут иметь разные условия труда. При этом работа в школе, дающей образование более высокого уровня, требует более высокой квалификации учителя как предметника. Работа в школе с более сложными детьми требует более высокой квалификации учителя в области психологии и воспитания. Как это учесть в оплате труда, предстоит решить.
Долгосрочная программа (24 месяца) позволила бы разработать, обосновать и апробировать номенклатуру типов и видов образовательных учреждений и их ресурсные характеристики в части оплаты труда.
Этот вектор прироста зарплаты играет стимулирующую роль и находится в распоряжении собственника-учредителя образовательного учреждения. Хочешь иметь хорошего работника – плати.
4. Качество труда работника. Именно из-за малоквалифицированной оценки качества труда учителя больше всего баталий, больше всего учительского здоровья, нервов, времени, да и скудных средств отрасли.
К сожалению, в плане модернизации система оплаты труда работников образования не затронута, хотя это одна из самых горячих точек. Нужен целый блок экспериментальной работы по этому вопросу. Чтобы перейти на новую систему оплаты труда, надо отказаться от существующего порядка и создать новый, эта часть модернизации системы требует согласования эксперимента с Минюстом, Минтрудом, Минфином. Но пора действовать, есть люди и целые территории, серьезно работающие над теоретической частью проблемы.

Ровно год назад, в декабре прошлого года, министерство разработало положение об аттестации, каждый пункт которого многократно прорабатывался в течение трех лет на восьми практических конференциях. На них работали представители не менее половины субъектов Федерации – люди разных уровней управления: и школы, и муниципального, и городского, и областного, и учителя. На каждой из этих конференций обсуждались и общие подходы, и вопросы аттестации учителей, и вопросы аттестации образовательных учреждений. Собрано очень представительное мнение педагогической общественности. Этот документ нацеливал на смягчение процедуры аттестации, которая в основном должна проходить в школе.
Но для этого директоров надо систематически учить, у них должна быть соответствующая квалификация, а дальше, если директор подает представление на своего учителя, этому представлению должны доверять в управлении. Оценка работника должна идти от учреждения, в котором он работает.
Однако эту позицию не принимает отраслевой профсоюз. Почему? Основной аргумент: директора начнут зверствовать, мы отдаем учителя на растерзание директору.
Странно, что профсоюз столь избирательно не любит директоров, таких же работников отрасли, как и учителя, которые также нуждаются в защите и поддержке своего профсоюза.
А если управления образования не доверяют ими же назначенным руководителям образовательных учреждений, так это их недоработка: надо учить, готовить к работе с кадрами.
На случай конфликтов, которые возможны в любой сфере, есть административное право, гражданское право, наконец, Уголовный кодекс. Поэтому главные аттестационные комиссии можно оставить именно для разрешения конфликтных ситуаций.
Кроме того, массовым сейчас стало другое: учителей не хватает. За хорошего педагога директор держится всеми силами, только возможностей удержать его очень немного.
Во всех отраслях сейчас пытаются упростить систему управления, и только в образовании продолжают наращивать число контролирующих организаций, ухудшать положение работников, выстраивать странную систему отношений с вышестоящими чиновниками. Принижаем учителя, просто затравили его.
Понимают ли те, кто сегодня ужесточает процедуру аттестации, положение в отрасли? Чувствуют ли учителя защиту профсоюза, который должен был бы биться на государственном уровне за каждую копейку для учительских зарплат, разрабатывать и проталкивать новую систему оплаты труда работников образования?
На этой почве возник конфликт между профсоюзом и министерством, который длится уже год. Сегодня министерство занимает позицию защиты работников, а профсоюз подозревает директоров школ, своих же членов, в недобросовестности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru