Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Идея личностно-ориентированного образования для сегодняшней изменяющейся школы необыкновенно привлекательна: обучение не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные способности каждого. Работа учителя при этом хотя и усложняется, но становится более увлекательной и творческой. Мы уже писали о преимуществах этого метода и о том, какой путь проходит учитель, решивший работать в русле личностно-ориентированного образования. Сегодняшний семинар посвящен тому, как воплощаются эти идеи на практике.

Валерия ОЗЕРОВА,
заслуженный учитель России

Сколько сторон у книжной страницы?

Это зависит от того, как ее прочитать...

Второй год я работаю в эксперименте в качестве учителя словесности. Для меня важно, чтобы творческая, интересная работа учеников на экскурсии была продолжена в классе. Чтобы дети не утратили осмысленности и увлечения с приходом на урок. Это становится возможным, когда каждый ученик сохраняет свободу выбора и внутри предмета – словесности.
То есть урок строится так, чтобы у ребенка была возможность выбора задания, стиля, жанра, литературного материала, которые бы соответствовали его способностям, интересам или даже сегодняшнему настроению. Работа, основанная на подобных принципах, происходит не только на уроках экспериментального шестого класса. Поэтому, рассказывая главным образом о нем, я буду упоминать темы, задания, способы работы, используемые в более старшем возрасте, вплоть до выпускного класса. Все они направлены не только на освоение программного материала по русскому языку и литературе, но и, что гораздо важнее, позволяют ребенку хотя бы отчасти понять самого себя: на что он способен в области словесности, какой жанр ему больше по душе, какие произведения мировой литературы волнуют и заставляют задуматься…

Работа с текстом

Любой урок словесности с первой до последней минуты – работа с текстами, ученическими, авторскими, в звуковой или письменной форме. Способов работы с текстом – трудных и попроще, любимых и не очень – довольно много. Поэтому мы с ребятами решили все их вспомнить и собрать в один список. Некоторые используем часто, они вспомнились сразу, что-то предложила я, а часть способов предложены детьми. Список получился длинный. Все или даже большинство его позиций на одном тексте используются редко и только в работе со старшими учениками.

  • Прочитать текст целиком.

  • Постараться понять его смысл.

  • Отметить непонятные слова.

  • Прочитать текст повторно и постараться понять значения незнакомых слов из контекста. В случае необходимости за разъяснением обратиться к консультанту или к словарю.

  • Прочитать текст заново, попытаться понять его главную мысль.

  • Разбить текст на логически законченные части.

  • Определить главную мысль каждой части.

  • Из «перемешанных» отрывков составить целый текст, логически последовательно расположив части.

  • Озаглавить текст, если он не имеет названия. Объяснить свое заглавие.

  • Озаглавить каждую часть и объяснить свой выбор.

  • Написать окончание текста по его началу.

  • Написать предполагаемое начало по предложенному окончанию.

  • Написать «вставной» отрывок, пытаясь остаться в стилистике автора.

  • Помнить о том, что каждое слово текста становится значимым лишь тогда, когда в нем есть внутреннее движение. Перечитать и оценить текст с этой точки зрения.

  • Попытаться написать предложенный текст в ином жанре, сохранив смысл.

  • Попытаться прочитать авторский текст так, как его прочитал бы сам Гоголь, Тургенев, Толстой, Блок и др. (обосновать выбор интонации).

  • Отрывок прозаического текста без диалогов переделать в текст с возможными диалогами.

  • В предложенном художественном тексте объяснить авторские (не подчиняющиеся общепринятым правилам пунктуации) знаки препинания. Стилизовать (создать подобный) текст, используя ту же логику постановки знаков препинания.

  • Стихотворный текст переделать в прозаический, сохранив средства литературной выразительности.

  • Прозаический текст переделать в стихотворный (по желанию).

  • Суметь ответить на вопросы, задаваемые по тексту.

  • Суметь поставить свои вопросы по тексту и получить ответы.

  • Задать по тексту риторические вопросы: ответа на них сам пока не знаю, возможно, другой читатель сумеет ответить на них.

  • Продолжить текст одноклассника, пытаясь остаться в его логике и стилистике. Задать свои риторические вопросы.

  • Обратить внимание на ассоциации, рождающиеся во время чтения текста: литературные, звуковые, зрительные, ассоциации-ощущения.

  • Составить текст на предложенную тему.

  • Прослушав тексты одноклассников или художественные авторские, определить по стилистике, кому они принадлежат.

  • Уметь прочитать любой текст выразительно, чтобы быть понятым.

  • В момент написания больших работ показать умение использовать разные способы работы с текстами.

  • Уметь слушать и слышать чужой текст.

Стиль – это человек

Важно, чтобы способы работы с текстом, освоенные на уроках словесности, дети использовали и на всех остальных предметах. Поскольку учителя работают целой командой, легко договориться со всеми предметниками и тьюторами о том, чтобы на остальных уроках с учебными текстами работали не как с обычным параграфом, а использовали максимальное количество приемов, освоенных детьми. Поэтому, встречаясь с учителем географии, например, я обязательно интересуюсь, какие способы работы с текстом использовала моя коллега и как справились дети, разбивая на части или озаглавливая уже не художественный, а научно-популярный текст.
Наши учителя живописи и музыки утверждают, что даже музыкальную пьесу или картину тоже можно рассматривать как своего рода текст, содержащий информацию и имеющий определенную структуру.
Благодаря такому подходу ребята воспринимают более внимательно все, что слышат или читают, видят, понимая, что все это – тексты, созданные в разных стилях и жанрах.
Дети очень тонко чувствуют различие и со знанием дела говорят, что на одну и ту же тему можно писать в определенной стилистике, но пользуясь разными жанрами. Стиль же очень индивидуален. И я говорю детям, что стиль – это человек. Каждый из нас рождается или эссеистом, или лириком, или прагматиком, или ученым – одним словом, тот или иной стиль человеку присущ изначально. Его нужно только совершенствовать. Меня радует, когда, читая сочинение, я могу не заглядывать на обложку, чтобы узнать автора. Это значит, что растущий человек нашел собственный стиль.
А когда дети описывают свои наблюдения из позиций врача, писателя, разведчика, начинается работа с жанром. Можно ведь прекрасно рассказать об увиденном, но при обсуждении автор услышит от одноклассников, что с художественной точки зрения текст хорош, но врач, например, должен был написать совсем о другом и в ином жанре. Когда ребенок понимает, в чем его ошибка, он переделывает и совершенствует текст.
Очень увлекательная и довольно трудная работа – стилизация. Нужно, чтобы дети почувствовали авторский стиль и попробовали ему подражать. Пятиклассникам и шестиклассникам я предлагаю самостоятельно написать главу после прочтения “Маленького принца”, стремясь сохранить стиль А.Экзюпери. А ученики более старшего возраста справились даже со стилизацией главы к “Мертвым душам” Н.В.Гоголя. Но сначала мы проанализировали, что в каждой главе автор описывал дорогу, деревню, помещичий дом, самого хозяина и его семью, как Чичиков готовится к разговору, диалог с помещиком, обед и лирическое отступление по поводу того или иного типа помещиков. Нужно было не только придумать и описать все пункты, но и удержаться в гоголевской стилистике.
Можно предложить детям написать биографию писателя в его же собственном стиле.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru