Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Идея личностно-ориентированного образования для сегодняшней изменяющейся школы необыкновенно привлекательна: обучение не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные способности каждого. Работа учителя при этом хотя и усложняется, но становится более увлекательной и творческой. Мы уже писали о преимуществах этого метода и о том, какой путь проходит учитель, решивший работать в русле личностно-ориентированного образования. Сегодняшний семинар посвящен тому, как воплощаются эти идеи на практике.

Ольга СЕРЕГИНА,
учитель-исследователь НПО “Школа самоопределения” г. Москвы, руководитель эксперимента

Все предметы в одном русле?
Да, но не для того, чтобы просто плыть по течению

Личностно-ориентированное обучение: практический подход

Мы лишь в той мере можем воспитать ребенка,
в какой знаем, что он чувствует,
к чему способен, чего он хочет.
И.Песталоцци

Идея личностно-ориентированного обучения не нова, многие выдающиеся педагоги, писатели, общественные деятели призывали, учитывая личный опыт ребенка, опираться на него в процессе обучения, выращивать от обыденного сознания до культурного уровня. “У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней, как желание заменить ее нашей” (Ж.Ж.Руссо).
Современный ученик стоит на ступень выше того, для которого педагогика строилась со времен Яна Амоса Коменского. Стремление (иногда неосознаваемое) к поиску цели, смысла, самореализации определяется современной педагогической мыслью как новый идеал образованности.
При личностно-ориентированном подходе к образованию педагог не равняет всех детей под одну гребенку, а помогает сохранить и развить индивидуальность каждого.
При всей привлекательности результатов личностно-ориентированного обучения оно пока широко не вошло в школьную практику. И одна из причин этого – отсутствие методик. Ведь в классе 25–30 учеников, а урок длится всего 45 минут. Каким образом в этих условиях построить занятие, учитывая опыт каждого ребенка?
В прошлом учебном году команда учителей НПО “Школа самоопределения” предприняла попытку разрешить это противоречие. В двух пятых классах был начат эксперимент “Способы познания мира и себя как части мира”, чтобы помочь ученикам выстроить индивидуальную целостную картину мира, понять собственные возможности, желания, интересы и в соответствии с этим знанием попытаться найти свое место в жизни.
В основу образования положен не единый для всех учеников набор сведений по различным предметам, а последовательное выстраивание собственной познавательной деятельности с опорой на индивидуальный опыт, который, в свою очередь, становится необходимой базой для обучения.
Однако опыт не возникает стихийно. Мы специально создаем образовательные ситуации, в которых ученики его приобретают. А затем вместе с детьми ведем работу по его осмыслению и выстраиванию дальнейшей деятельности. То есть любые теоретические понятия вводятся не просто потому, что они есть в программе пятого класса, а потому, что с ними связана конкретная деятельность ребенка.
Почему именно в пятом-шестом классах? Это оправдано возрастными особенностями детей 10–11 лет, подвижных, любознательных: им интересно не пересказывать параграфы учебников, а пробовать, моделировать, узнавать, “как это устроено”.
В эксперименте очень важно и интегрирование учебных курсов, которое позволяет, с одной стороны, экономить время, а с другой – не разделять в сознании ребенка окружающий мир на математику, естествознание, словесность и прочие учебные предметы.
Очевидно, что при интеграции не должно быть “важных” и “неважных” предметов. Понимая, что способы познания мира, как естественного, так и культурного, разнообразны, мы предлагаем ребенку выбрать те, которые ему наиболее близки, объективируя таким образом представления о своей индивидуальности.
Что же может объединять такие разные вещи, как биология и музыка, математика и литература? И не просто объединять на каких-то отдельных темах, а удерживать в едином русле в течение всего года?
Мы предположили, что таким объединяющим началом могут стать этапы, которые проходит сознание человека в процессе становления. Как совсем маленький ребенок начинает знакомство с окружающей его действительностью? Сначала “приглядывается” к тому, что происходит вокруг, затем пытается вступить во взаимодействие с некоторыми объектами этого мира, позднее овладевает речью, которая помогает ему общаться с окружающими. Так же и взрослый человек, оказавшись в новой для него ситуации, сначала приглядывается (наблюдает, фиксирует ключевые моменты ситуации), затем пробует и в зависимости от результатов проб координирует дальнейшую деятельность так, чтобы она стала максимально эффективной в данных условиях. В результате у человека остается то, что всегда будет принадлежать только ему, – его личное знание.

Урок на Лосином острове

А теперь о том, как подход, основанный на личном опыте детей, был опробован в пятом классе.
Прошлый учебный год начался с объединяющего все предметы погружения, которое называлось “наблюдение”. Ему была посвящена целая неделя в начале сентября. Во время этого погружения ребята вместе с учителями побывали в ботаническом саду, в лесопарке, на Лосином острове; поразмышляли, для чего нужно наблюдать и в каких профессиях наблюдательность просто необходима. А затем попробовали сделать описание своих наблюдений, приняв на себя ту или иную роль. Профессий ребятами было названо огромное количество, но для облегчения работы ученикам были предложены на выбор роли писателя, лекаря, первооткрывателя и разведчика.
Интересно, что для описания были выбраны одни и те же участки, но не задана жесткая схема наблюдений, не указано, что именно необходимо увидеть, найти, поэтому тексты получились очень разные (и не только потому, что написаны от имени разных персонажей). Многие потом удивлялись: как же я этого не заметил? Неужели там такое было?
Вот небольшой отрывок из текста десятилетнего “писателя”: “Мы заметили развилку. Она непростая: над одной из дорог свисала березка. Она не очень старая, но так наклонилась, что ее ветки чуть-чуть не доставали до дороги. Листья на дереве еще не потеряли свой темно-изумрудный цвет и поэтому смотрелись очень красиво... Я спустилась в яму за грибами и нашла там черный гриб козленок с непонятными иероглифами белого цвета, желтую поганку с кружевным узором по краям, золотисто-коричневую свинушку и коричневую поганку, похожую на потрескавшийся шестиугольник”.
Лекарь на этой же полянке отмечал лекарственные растения, первооткрыватель – наличие воды, пищи, укрытий. В ходе первого погружения у ребят была возможность каждый день пробовать себя в новой роли, смотреть на мир с новой позиции, примеряя их, находя ту, которая наиболее интересна.

Зачем “писателю” математика?

Все наблюдения детей, зафиксированные в текстах, стали основой для дальнейшей работы на уроках словесности, давая не только материал для анализа написанного, но и повод поговорить о различиях художественного и научного текста, о стилях художественных текстов, законах их построения. На уроках музыки и изобразительного искусства ребята выражали только что пережитое осеннее настроение другими (невербальными) средствами. Кроме того, они пытались понять и соотнести свое состояние с настроением художника или композитора.
Обмениваясь текстами, дети заметили, что в них есть некоторые моменты, затрудняющие понимание: далеко – недалеко, высокий – невысокий. Ведь что для одного далеко, то для другого близко... Так дети подошли к необходимости измерений, а тут уж подключились и учителя математики.
Кроме того, на уроках естествознания мы познакомили детей с разными способами фиксации наблюдений – таблицей, графиком. И работа с координатной плоскостью становится для детей вполне осознанной и необходимой, они легко читают графики, получая необходимую информацию.
Особенно это было заметно во время конференции по наблюдению за ростом комнатных растений, которая проводилась в марте (то есть дети вели длительное – два месяца – наблюдение, фиксировали результаты и представляли их в виде текста, таблицы и графика роста различных растений). После демонстрации нескольких графиков ребята заметили, что все кривые роста имеют одинаковые “плато”, то есть любой лист (или стебель) сначала растет, потом “замирает”, затем опять растет. И это не зависит от вида растения. Тут же возникла дискуссия по этому поводу. А поскольку дети еще не были знакомы с клеточным строением растений, то появилась потребность посмотреть, “что же там внутри”, отчего происходит увеличение размеров растения. Было организовано занятие по работе с микроскопами, в группах прошло обсуждение увиденного, и почти все группы нашли обоснованное объяснение.
То есть разные учебные предметы объединил способ работы – наблюдение. И у детей сохранялось ощущение целостности мира, его познания, была возможность пробовать свои силы в разных ролях, в разных способах работы.

“А что будет, если...”

Конечно, одно погружение не может перекрыть потребности детей в практической деятельности. Поэтому один раз в неделю на протяжении всего учебного года четыре урока были отданы “научной лаборатории”, где ребята ставили различные опыты и наблюдали результаты, пробовали моделировать. Постепенно у многих стали появляться исследовательские вопросы: а что будет, если... Ребята меняли условия опытов, что приводило к наиболее точным выводам. Многие проблемы, возникавшие во время постановки опытов, фиксации результатов или их обсуждения, требовали дополнительной доработки в рамках других учебных предметов. Это создавало единое интеллектуальное поле и вело к осмысленной учебной деятельности ребят.
Итак, на протяжении всего учебного года ученикам не было предложено ни одного понятия, которое не рождалось бы из их опыта, каждый термин для ребенка был связан с ощущением, деятельностью, образом.
Много вопросов, находок, идей возникло у команды учителей в ходе эксперимента. Некоторые становились маленькими коллективными педагогическими открытиями: как создать команду, соотнести свою деятельность с общей идеей, как дальше организовать работу с детьми и конечно же каковы результаты работы (хотя бы промежуточные), какова роль родителей в подобном образовательном процессе.
Много возникает спорных вопросов, не все ситуации можно четко регламентировать: детский коллектив – очень мобильная структура, и учителям иногда приходится перестраивать свое занятие, исходя из потребностей и интересов детей.
Но по прошествии учебного года видно (и это отмечают не только учителя и дети, но и родители), что у ребят не только не потерян интерес к обучению, но и возникают новые интересы в различных областях знаний. А это для нас очень важный показатель и оценка деятельности эксперимента.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru