Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Сегодня мы хотим предложить вам новую рубрику, которую будут вести российские педагоги, успешно использующие в работе программу «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (сокращенно КМ). Они расскажут о своем опыте преодоления трудных ситуаций, ответят на ваши вопросы, предложат варианты решения вечных педагогических проблем.
В некоторых современных учебниках авторы вводят рубрику под названием «Критическое мышление». В ней приводятся краткие сведения, вступающие в противоречие с фактами, приведенными в предыдущем параграфе. И если рассуждать критически, изложенная информация вызывает сомнение. Такой подход побуждает учеников выдвигать собственные версии событий и процессов.
Предлагая ребенку мыслить критически, мы помогаем ему быть более самостоятельным, зрелым в принятии решений, в восприятии разнородной, зачастую противоречивой информации.
Уже пятый год российские педагоги, работающие в разных звеньях образования, развивают критическое мышление учеников, используя методы программы КМ. Что в ней нового? Да ничего, если не считать того, что на уроках, лекциях, семинарах, классных часах, построенных в соответствии с принципами программы, ученики самостоятельно определяют, что и как им делать, учатся задавать вопросы, анализировать информацию из разных источников, то есть развивают критическое мышление.
Мы начинаем разговор с обсуждения одной из самых сложных для учителя ситуаций: в классе шумно.

Хотите задать вопрос или узнать подробности о методе КМ – пишите: varsh@varsh.ps.msu.su   или в редакцию нашей газеты.

Игорь ЗАГАШЕВ, заместитель директора
по научно-методической работе Некрасовского колледжа
г. Санкт-Петербурга, старший преподаватель факультета психологии СПбГУ

Проблема на семьдесят децибелов

Шум в классе: помеха или новая возможность?

Чрезвычайно собой довольные,
они устрашают робкую стаю ребятишек
своим грозным видом и голосом.

Эразм Роттердамский.
«Похвала человеческой глупости»

Какие-то они сегодня были шумные...

Из беседы двух учителей

Нет ни одного учителя, который бы не знал, что такое шум в классе. В представлении коллег шума следует опасаться, он мешает достижению учебных целей. Я предлагаю воспринимать шум в классе как реальность, с которой необходимо работать: проанализировать его причины и скорректировать свой педагогический стиль.
Как обычно поступают учителя в «шумной» ситуации?
Собирают дневники с многозначительным видом.
Поднимают наиболее шумных и держат стоя, пока не успокоятся.
Повышают голос.
Оскорбляют учеников.
Уговаривают, просят успокоиться.
Обижаются на детей и винят их за свою обиду.
Фиксируют взглядом источник шума и держат паузу.
Стучат ключами (ручкой, указкой) по столу.
Пугают чем-либо или пытаются вызвать чувство вины.
Уже по действиям учителя можно предположить, что шум в классе непременно нужно остановить, прекратить, а использовать для развития детей – невозможно. Некоторые методисты, присутствуя на открытых уроках, возникший на уроке шум расценивают как ошибку учителя.
Но известный психотерапевт Фриц Перлз полагал, что ошибка – это способ создания чего-то нового, возможно, творчески нового. Психолог В.М.Аллахвердов вслед за многими исследователями творческого процесса писал, что принятие ошибочных решений зачастую необходимый шаг в поиске истины. Попробуем относиться к шуму именно как к неотъемлемому явлению на уроке. И выясним причины возникновения этой ситуации.
Использование неясных, непонятных ученикам слов. Опыт показывает, что даже когда участники семинаров имеют ученую степень, нелишним бывает пояснить некоторые используемые понятия, привести примеры из практики. А что говорить об учениках? По моим наблюдениям, после четырех-пятикратного употребления учителем непонятных для детей слов гарантированно возникает шум. Опытный учитель кожей чувствует такие слова, а если уж пришлось употребить смутно понимаемое выражение, то о необходимости пояснить его скажет, например, рассеянный взгляд учеников. В речи учителей часто встречаются такие слова, как «буквально», «абстрактно», «систематически», «сознание», «поведение». Чтобы понять сидящих перед вами детей, попробуйте объяснить самим себе значение этих понятий.
Нечеткая формулировка заданий. Умение составить учебные инструкции – один из самых важных показателей педагогического мастерства. Причем эти инструкции носят ситуативный характер: сегодня поняли, а завтра то же самое – нет. Планируя занятие, нужно особо просчитывать реакцию учеников на каждое слово задания. Но и этого недостаточно! Формулировка задания, вопрос только тогда будут приняты, если они логически вытекают из предыдущего блока урока и – что самое важное – осознаются учениками: они понимают, зачем нужно делать то или иное задание, и принимают это объяснение. Неосмысленное выполнение заданий – дрессировка, гарантирующая результат, но нежизнеспособный.
Нет выхода накопившейся энергии. Почему-то считается, что физминутки, разминки нужно проводить только в начальной школе. Учителя более старших звеньев к идее проведения разминок во время занятия отнесутся в лучшем случае скептически. Но накопившаяся энергия, не получившая выхода в подобных разминках, разряжается в нанесении мелкого, но стабильного вреда окружающей обстановке: рисунки на партах, царапины на стенах. Ну и, разумеется, шум – тоже вероятный выпуск пара. Понятно, что физические упражнения в средних и старших классах будут выглядеть комично, но разминки могут проходить и в иных формах. Можно вместе поиграть в интеллектуальную игру, просто поговорить о чем-нибудь постороннем, рассказать интересную историю. После этого опытный учитель без труда сможет вернуться к теме занятия.
Нет логико-смысловых переходов. Это еще одна причина возникновения шума в классе. Восприятие человека целостно и непрерывно: мы не любим, когда что-то обрывается, остается недосказанным, что-то новое появляется непонятно откуда (вспомните, как мы относимся к телевизионной рекламе). Зачастую учитель предлагает детям задание, не связанное с предыдущим блоком. «Так, хорошо, а теперь сделаем это...» – говорит учительница. Такая сбивка у большинства детей вызывает психическое напряжение, воспринимается негативно. Те, кому тяжело держать себя в руках, реагируют на такие сшибки посторонними разговорами. Эта причина возникновения шума относится к так называемым ошибкам планирования. Целостность занятия, логико-смысловые переходы должны быть спланированы заранее. Если уж казус случился, то необходимо вернуться на шаг назад и сделать пропущенный ход.
Шлейф прошлых эмоций. Ученики могут прийти к вам на урок после трудной контрольной работы, конфликта с преподавателем, после драки на перемене или ссоры с подругой, только что получив двойку. О многом мы можем и не знать. Наблюдательный учитель узнает о существовании подобного эмоционального шлейфа из обрывков фраз на перемене. Если же он не обратит внимания на эти эмоции, проблемы с дисциплиной на его уроке гарантированы.
Как их избежать? Сфокусировать внимание детей на настоящем или будущем: мы ведь не можем быть и в прошлом, и в настоящем одновременно. Приемов такой фокусировки много: прогнозы по теме урока, описание учениками какого-то объекта, рассказ о своих ощущениях, чувствах. Подходит и традиционный способ – пусть проблемные ученики поработают у доски.
Личностные проблемы учеников. Это самый сложный случай, потому что причины коренятся не в уроке, а в личности ученика. Психолог Р.Дрейкурс назвал четыре личностные причины плохого поведения: стремление привлечь к себе внимание взрослого, стремление самоутвердиться (проявить силу), желание отомстить (либо конкретному учителю, либо всему взрослому миру) и скука. Первые три причины невозможно нейтрализовать на уроке: здесь требуются терпение и выдержка.
Неприемлемый темп ведения занятия. Одной из причин возникновения шумных ситуаций является слишком быстрый или слишком медленный темп ведения занятия. Ученики попросту не вписываются в темп учителя. Не всегда это можно исправить, поскольку индивидуальный темп зачастую связан с особенностями нашей нервной системы, но учитель, знающий об этой причине, может компенсировать возникшие сложности, используя другие формы работы.
Слишком много назидательности. Типичной причиной возникновения шума в классе является излишняя назидательность со стороны учителя. Есть коллеги, склонные к нравоучениям, к «воспитательным моментам». Их эффективность близка к нулю. С этим утверждением можно поспорить, одно лишь остается бесспорным: излишнее морализаторство во время урока ведет к возникновению нерабочего шума. А как сложно потом переходить от этико-релаксационного «разбора полетов» к прозе науки! Рекомендации в этом случае давать бессмысленно. Можно лишь напомнить, что, давая другим советы нравственного плана (по поводу того, например, как надо себя вести), мы всегда даем советы самим себе. У кого что болит...
Монолог учителя. Шум в классе может быть вызван неравномерным распределением активности между учителем и учениками. Есть правило «меньше либо равно», которое часто упоминают в контексте педагогического общения. Смысл его таков: речь учителя не должна превышать совокупную речь учеников. Разумеется, есть педагоги, склонные к актерскому мастерству, к театральности на уроке. Их слушать, на них смотреть – одно удовольствие. Однако мы живем в постоянном диалоге и поэтому длительную монологическую речь воспринимаем с трудом. Все. Только более воспитанные могут дольше сдерживать себя.

Возможно, есть и другие причины – я не претендую на окончательность перечня. Хочется, чтобы шум в классе воспринимался не как то, чего необходимо избегать и бояться, а как то, с чем можно работать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"