Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
 

Январь – месяц счастливый и радостный. Подарки, пожелания счастья и любви. Кажется, все люди прекрасны и добры. Мы приходим в школу после каникул отдохнувшие, приветливые. Ученики и учителя, все как один, готовы начать новую правильную жизнь. Но жизнь не начинается с чистого листа. Она продолжается бесконечной чередой ошибок и побед, вопросов без ответов. Мы пытаемся удержаться на тонкой границе, разделяющей свободу и насилие, отыскать надежные ориентиры. Один из них очевиден и прост, всем известен. Это уважение. Уважение – то, что важно, прочная основа жизни и везения. Во Франции именно уважение решили положить в основу коренных изменений школьной атмосферы, а значит, и всего общества. Насилию и агрессии пытаются противопоставить свободу и толерантность.
Демократические механизмы могут быть перенесены в школу. Над этим работают не только во Франции. В Австралии составляют декларации школ и классов, фиксируя общие договоренности и цели.
Европейцы и американцы отправляются в далекие экзотические страны обучать местных ребятишек, потому что мир един и не заканчивается у порога классной комнаты. Мы только все вместе способны удержать мир от бездны ненависти и осуществить хотя бы часть новогодних, рождественских пожеланий.

Джерри МИНЦ,
Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Гавайский глобус без границ

На маленьком острове собрались ученики из 18 стран, чтобы поговорить о самом главном...

Джерри Минц – предводитель альтернативных педагогов Америки и Европы, собиратель всего, что есть необычного, нового в современной школе, защитник и пропагандист, журналист, издатель. Человек, вокруг которого постоянно “клубятся” дети. Везде, где бы он ни появился, образуется кружок подростков и начинаются серьезные разговоры, прерываемые взрывами хохота и спортивными паузами. Джерри обожает обыгрывать всех в теннис. Правда, нахальные подростки не всегда доставляют ему такое удовольствие. Зато радость общения и понимания не зависит от исхода партии.
Недавно Джерри побывал на острове Кауаи на Гавайях и принял участие в международной конференции по вопросам воспитания и образования. Эта конференция проводится уже второй год. Нынешней осенью сюда приехали педагоги, музыканты, артисты, их не остановила даже трагедия 11 сентября.
Большой популярностью пользовалась группа Алана Воткина «Математика сердца», где он показывал, как чувства влияют на сердечные ритмы и как научиться управлять, гармонизировать свои внутренние процессы. Работала группа свободных школ, музыки, танцев – всего не перечислишь.
Но Джерри, верный своему амплуа, всем удовольствиям предпочитал разговоры с детьми. Их было восемнадцать в возрасте от девяти до девятнадцати лет из разных стран, обучающихся дома и в государственных школах. Им непросто найти общий язык со взрослыми, вписаться в напряженный график презентаций, семинаров. Возникали споры. Ребята говорили о своей жизни, о любви к родителям, о планах на будущее, о тревогах. Они отвечали на вопросы, волнующие многих, и их ответы стоит обдумать.
Нескончаемые беседы шли в маленьких кабинетах местной школы (и спортивный зал, конечно, пригодился), но значительная часть времени проходила под открытым небом. Пейзаж гавайского острова не мог не повлиять на ход разговора.

Правда, погода не радовала. Ветер нагонял облака, внезапно начинался дождь, через несколько минут снова сияло солнце. Посреди мокрой земли, разрывая тучи, возвышался один старый вулкан. На запад от него простиралась пустыня, а вокруг вилась единственная на острове дорога. Немногочисленное население существует в основном за счет туризма, хотя можно было увидеть плантации сахарного тростника и кофе. Островитяне стараются сохранить исконную культуру и язык, и эта проблема также обсуждалась. Один из юных участников посещал национальную гавайскую школу и был нашим экспертом по местным традициям.
Смогли бы вы ежедневно посещать государственную школу?
Клэй, 17 лет. Я одна из немногих, кто никогда не ходил в общеобразовательную школу. Я только иногда посещала театральные занятия в старших классах. Я поняла, что значит общаться с большой группой подростков. Меня оскорбляют те разговоры, которые ведутся о них. Какую одежду вы носите? Какая музыка вам нравится? Да разве в этом дело? Школа – это в принципе абсурдное учреждение. Поэтому мы приехали сюда.
Гаррет, 19 лет. Я ходил в школу, делал что положено, при этом жил и дышал. Но была ли эта жизнь полноценной? Я не говорю, что школа ужасна, но сегодня в ней приходится существовать – не жить. В школе вы не можете проявить себя, не можете быть самим собой.
Женевьева, 16 лет. Я согласна с друзьями. В моей школе я чувствую себя, как в клетке. Я не могу заниматься тем, что люблю по-настоящему. Все заранее упорядочено, просчитано. Никто не смотрит на конкретного ребенка. Все делают одно и то же, со всеми обращаются одинаково, а мы все разные. В этом нет смысла. Школа должна дать возможность выбирать.
Зак, 15 лет. Все зависит от обстановки и от вас самих. Я знаю школы, где люди чувствуют себя свободно и безопасно. Школы слишком разные, чтобы однозначно ответить на подобный вопрос.
Нел, 15 лет. По-моему, все зависит от человека. Многим нелегко живется дома, они не понимают самих себя, и школа не может им помочь. Но если дома вас поддерживают, помогают разобраться в себе, вы уцелеете в школе. Это вопрос вашей независимости. Но я знаю ребят, которые стали пассивными, словно застыли, разучились высказывать свое мнение. Мне грустно от этого.

Можете ли вы принять любовь, которую вам дарят взрослые?
Гаррет
. Если это настоящая любовь, а не навязывание своих представлений о жизни.
Нел. Не дарите мне правила, лучше подарите путеводную нить.
Чего вы больше всего боитесь?
Яшада, 13 лет. Я боюсь, что меня не примут такой, какая я есть. Меня будут судить по манере одеваться, ходить, по прическе. Многие ведь одеваются не так, как им самим нравится, а так, как, по их мнению, нравится другим. Они боятся быть отвергнутыми и готовы бриться наголо, делать пластические операции, лишь бы их одобрили. Они порой сами не понимают, что делают. Но я-то понимаю и не хочу так жить.
Зак. Больше всего я боюсь стать марионеткой в чужих руках.
Клэй. Я боюсь, что когда-нибудь, когда вырасту, забуду все, что переживаю сегодня, и стану совсем другой, одной из тех многих, кто ходит по улицам, поступает, как все, потому что так проще. Собственный путь всегда труден, и у меня может не хватить сил. Мужество и мечты я черпаю в свободе.

Чему обязательно надо учиться?
Нел. Самое важное – научиться быть честным с самим собой, смириться с постоянными внутренними изменениями.
Скай. Понять, что невозможно до конца узнать себя, а мы лишь часть огромного непознанного мира.

Кто ваш герой?
Лина. Мой герой – моя мама. Я ее обожаю, мы с ней много разговариваем о чести, о гармонии.
Зак. Нам важно не только быть услышанными, мы хотим слышать вас.

Мы пожелали друг другу сохранить дух нашей встречи, все, чему мы научились здесь, увезти это с собой и попробовать изменить мир.
Еще целую неделю после окончания конференции мы прожили на острове, помогая местным жителям открыть центр домашнего образования. Мы разработали планы на ближайшее будущее, привлекли энтузиастов, выступив по местному радио и на двух собраниях общественности. Центр мы назвали «Кейки Хокулеа». Кейки означает дети. Хокулеа – звезда, по которой издревле ориентировались гавайские моряки. Получилось – детская путеводная звезда. Хорошее название!

Перевод с английского


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru