Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2002

Первая тетрадь. Политика образования

Новая схема финансирования предложена.
Будет ли она работать?

Бюджет школы попал в президентский указ

Каковы, с нашей точки зрения, основные содержательные особенности и возможные последствия этого указа?
Прежде всего, на наш взгляд, президент принял очень взвешенное решение, преодолев в своем указе острейшее противоречие между необходимостью сохранения муниципальной школы – иначе нет основы гражданского устройства страны – и отсутствием реальных возможностей финансировать муниципальную школу из муниципального бюджета.
Опаснейший профсоюзно-собесовский ход размывания ответственности по всем бюджетным уровням, при том что регион получил бы полное право распоряжаться всеми средствами и не нес бы за это никакой ответственности, привел бы к еще большему обнищанию школы.
Другой выход – перенести выплату заработной платы учителям на федеральный уровень. Против этого жестко стоят и стоять будут Минфин и вся федеральная власть – нести за это ответственность никому не хочется.
Поэтому осталось одно – сохранить муниципальность и обеспечить финансирование именно муниципальной системы общего образования.
Никакой ломки – введение трех базовых элементов: целевая субвенция из региона в муниципалитет, бюджет образовательного учреждения как основа для расчета этой субвенции и полномочные представители президента в округах как главные контролеры за всем этим процессом финансирования. При этом имеется в виду, что полномочные представители – это и есть сам президент В.Путин.
Красивая схема, основанная на том, что деньги в регионах на образование есть.
Просто их не хотели на образование тратить. Теперь захотят.
Поскольку целевая субвенция из федерального центра оказалась невозможной – иначе можно было бы прямо из Москвы слать деньги на нужды образования, – воспользовались обходным маневром. Деньги из Москвы в регион по-прежнему будут идти как нецелевые, а уже сам регион, согласно указу президента от 29 декабря 2001 года, должен составлять целевые образовательные субвенции и направлять их в муниципалитеты.
При этом важно, что в указе сказано: в случае недостаточности средств в бюджетах муниципальных общеобразовательных учреждений (выделено мною. – А.А.). А это означает, что необходимо оперировать понятием “бюджет образовательного учреждения”, рассчитывать его и на его основе оценивать, достаточно средств в муниципальном бюджете или нет.

Что могут делать полномочные представители?

Фактически указ от 29 декабря может превратить систему образования в президентскую, тем самым в государственную. Довольно неожиданная методология, но зато эффективная. Обычно государственное становится президентским, а тут наоборот – став президентским, образование может стать государственным.
Итак, что, с нашей точки зрения, могут делать полпреды?
Шаг первый: немедленное вмешательство в процесс составления трансфертной заявки от региона, контроль связи сумм, которые просит регион, с реальным дефицитом бюджетов образовательных учреждений. При этом регионы волей-неволей должны сами проанализировать эту связь – чего никто никогда не делал, поскольку никто никогда всерьез позицию «бюджет образовательного учреждения» не воспринимал.
Шаг второй: лоббирование региональных трансфертных заявок, особенно в их образовательной части, в федеральных органах власти и таким образом усиление своего влияния в регионах.
Шаг третий: контроль за формированием целевых образовательных субвенций из региона в муниципалитет и (великий прорыв института полномочных представителей) явление на муниципальном уровне с функцией контроля расходования этих субвенций.
Ведь в указе сказано: «...обеспечить контроль за исполнением настоящего Указа и целевым расходованием выделяемых в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа бюджетных средств». Конец цитаты. И начало муниципальной деятельности президентской власти.
При этом важно, с нашей точки зрения, отметить, что в указе нет ничего про финансовый норматив и про роль ведомства. Ну, может быть, про ведомство и не положено в такого рода документах упоминать, а вот то, что отсутствует нормативное финансирование, – честно говоря, непонятно. При желании вполне можно сказать, что указ в этой части противоречит Закону РФ «Об образовании», в котором выделение бюджетных средств связано с финансовым нормативом. Правда, самого норматива до сих пор нет, и неизвестно когда будет, но то, что в указе про финансирование нет упоминания финансового норматива, – странно.

…Что можно ожидать на деле? Вряд ли кто-то на местах всерьез воспримет упоминание о бюджете образовательного учреждения. Как составляли трансфертную заявку «от достигнутого», так и будут. Основные усилия региональных администраций сосредоточатся на выбивании трансфертных денег, чтобы покрыть повышение зарплаты. Муниципалитеты попытаются побороться за то, чтобы региональные субвенции включали в себя и другие расходы – капитальный ремонт прежде всего. Но регионы эту атаку скорее всего отобьют, ссылаясь на законодательство о местном самоуправлении, где прямо указано, что содержание школ – обязанность местного самоуправления.
Так что реальным результатом указа станет скорее всего стабилизация с выплатой заработной платы учителям. Что тоже немаловажно.
И приход президента В.Путина в образование ознаменуется заметным улучшением жизни работников образования.

Александр АДАМСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru