Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
СВОЙ ПОЧЕРК 

Наталья АФАНАСЬЕВА

Натюрморт времени

Иван ЛукьяновДорогие читатели!
Художника, о котором пойдет речь в этой статье, вы уже знаете. Не удивляйтесь. Ведь образ той газеты, которую вы сейчас держите в руках, был придуман именно им. А недавно у Ивана Лукьянова состоялась персональная выставка. С чем мы его (и себя) поздравляем!

ИВАН ЛУКЬЯНОВ. “СОН”. 2000 Г.«Дело художника – выразить, дело зрителя – понять», – сказал кто-то из великих. Картина – это зеркало. Если, глядя в него, не происходит узнавания, начинаются размышления на тему: «Что хотел сказать автор?» Нет контакта. Каждый творец мечтает о «своем» зрителе, которому не надо ничего объяснять (как о друге, с которым хорошо молчать) и который обогатил бы его произведение своими переживаниями и жизненным опытом. Несмотря на разность, все мы чувствуем радость и печаль; наблюдаем каждый год, как весна сменяет зиму, и думаем всю жизнь, куда уходит детство. И если наша жизнь – только «миг между прошлым и будущим», то мы мечтаем запечатлеть его, сказать свое «остановись».
«Запечатленное время» – так называлась персональная выставка Ивана Лукьянова. Художника, который идет к зрителю вот с такой позицией: «Если правдиво жить и любить свое дело, то картины, как зеркало человеческих переживаний, нужны будут многим людям».

ИВАН ЛУКЬЯНОВ. “СОН”. 2000 Г.

Иосиф Бродский в своем вечном поиске утраченного времени предлагал на титульном листе, рядом с именем поэта указывать крупным шрифтом его возраст. Так вот – художнику Ивану Лукьянову на момент выставки (событие, наверно, сравнимое с выходом сборника стихов) было 32 года. Мне почти столько же. Я знаю, что это значит, когда наступает время и ты понимаешь, что у тебя уже есть прошлое, и, главное, начинаешь отдавать себе отчет, насколько ты ответствен за будущее. В психологии это объясняется просто: «кризис тридцатилетия». У натур творческих все сложнее. С художника особый спрос.
– Владимир Андреевич Фаворский говорил, что искусство нужно воспринимать не как способ выражения чувств или идей, а как метод познания. Скажи, а почему вдруг Время стало объектом изучения?
– Что в обыденной жизни кажется проблемой или несчастным случаем, в творчестве может стать откровением. Идея выставки «Запечатленное время» родилась на больничной койке. После операции я смотрел на мою прошлую жизнь как на кошмарный сон. Время стало путаться, прошлое перемешалось с будущим и настоящим, а затем просто отлетело прочь. Меня охватило чувство невесомости и свободы, и это состояние казалось естественным. Постепенно время стало возвращаться, часы начали делить пространство на отрезки. Мир заново созидался в моих ощущениях. Мне захотелось передать эти мои переживания в красках на холсте. И организовать пространство выставки, где время – граница, за которой вечные ценности человеческой души становятся понятными без пояснения.
На выставке представлены различные техники гравюры и живописи; литая бумага с вплавленными цветами и травами и фотографии; монотипии с икон XVI века, иллюстрации к «Борису Годунову» и современные голландские пейзажи. Покой и страсти. «Сотворение мира» и «Армагеддон» – события 11 сентября. Романтичные цветы и жесткие коллажи «Власть». Эклектика? Но сквозь призму времени любая случайность оказывается закономерностью.
– Иван, как твоя коллега по полиграфическому институту, только изучавшая искусство книги в историческом плане, хочу поделиться наблюдением: так организовать пространство выставки мог только книжный художник. Чувствующий равновесие между формой и содержанием. Композиция выстроена как книга – повествование, усиленное иллюстрациями.
– Мне хотелось, чтобы мое «Запечатленное время» ощущалось как продолжительное, с одной стороны, и как застывшее – с другой. Создать такой натюрморт времени. Ведь сама выставка – явление мимолетное. Она длилась-то всего три дня, а работы, представленные здесь, создавались в течение 12 лет. И в этом есть какой-то особый смысл. Мне кажется, что чудо искусства и есть чудо вхождения во время. Написанная картина дает возможность входить в одну и ту же реку сколь угодно раз.
– Скажи, а что-то изменилось?
– Теперь я на знамени написал бы большими буквами: «Время проходит, как хочется все понять и стать счастливым!»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"