Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2002

Информация

ДВАДЦАТЬ ДВЕ ГАЗЕТЫ ДЛЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО СТОЛЕТИЯ

Нана КОЗЛОВА

Физика:

Опыт для учителей и опыты – для учеников

Физика – скорее университетский, чем школьный предмет, это не просто некая сумма фактов, а целое мировоззрение с громадным философским содержанием. Конечно, математические выкладки и формулы важны для ученых и инженеров, но девяносто процентов наших учеников выбирают сейчас совсем другой путь. Надо больше обращать внимания на связи между явлениями природы, а авторы теперешних учебников физики все больше норовят каждую тему развить вглубь, не давая школьникам представления о физической картине мира. Я считаю, что больший смысл имеет разворачивать перед учениками не историю развития физики, начиная с Демокрита, как это часто делается, а рассуждать с ними об устройстве Вселенной, переходя постепенно к объяснению все более конкретных мелких ее объектов, чтобы выстраивалась целостная, взаимосвязанная картина.
По-настоящему физику как науку возможно преподавать только в вузе, потому что дети достигают способности к серьезным обобщениям только к восемнадцати годам. То, что сейчас есть у них в головах по поводу физики, – обрывки отдельных многочисленных фактов. Боюсь, что и преподаватели не всегда способны к высокому уровню обобщений. Многие предпочитают ограничиваться неким каноном, заданным учебником и формулами. Единицы (яркие, талантливые люди, на их уроках у детей глаза горят) преподают так, что ученики могут обсуждать с ними явления, которые заметили они сами, а не только те, что описаны в учебнике (а главное, не только так, как в учебнике!). Мы исходим из принципа, заложенного основателем нашего издательства Симоном Львовичем Соловейчиком: «Прочитал газету – и на урок», стараемся печатать как можно больше статей с описанием конкретного опыта хорошего (в сегодняшнем понимании этого слова) преподавания предмета.
Как ни парадоксально это звучит, физику надо начинать преподавать в пятом, когда дети любят опыты, любят работать руками, хорошо понимают наглядные вещи, и заканчивать в девятом. Главная задача учителя в это время – научить детей естественно-научным методам познания, научить наблюдать, делать выводы. А в старших классах физику надо преподавать серьезно, но оставлять ее только в профильных школах, физико-математических классах – для тех, у кого технически-рациональный склад ума. Подавляющему большинству в дальнейшей жизни эти знания не пригодятся, более того, значительная часть физику просто не понимают и уроков физики боятся как огня. Было бы правильнее в базовых (неспециализированных) школах ввести предмет типа естествознания, где интегрированно излагались бы все предметы естественно-научного профиля.
Физика – это не математика, где все логично и более-менее однозначно. Здесь надо понимать суть явления, чем-то пренебречь, что-то принять к рассмотрению. А как этому научить? Учителей, способных и готовых преподавать физику как мировоззренческую дисциплину, очень мало, хорошо, если учитель просто умеет правильно решать задачи. Возможно, еще в педагогическом вузе следует отдельно готовить преподавателей физики для старших классов физико-математических школ. В моей жизни учителей, которые могут талантливо или даже просто добротно преподавать в десятых-одиннадцатых классах, не встречалось до тех пор, пока я не пришла работать в газету. Только здесь я поняла, что они действительно существуют, но их, к сожалению, мало. И порой кажется, что лучше совсем исключить физику из самостоятельных дисциплин в старшей школе, чем вызывать у ребят отвращение к этой прекрасной науке, даже к самому слову «физика».

Подписной индекс 32032


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"