Нана КОЗЛОВА
Физика:
Опыт для учителей и опыты – для
учеников
Физика – скорее университетский, чем
школьный предмет, это не просто некая сумма
фактов, а целое мировоззрение с громадным
философским содержанием. Конечно,
математические выкладки и формулы важны для
ученых и инженеров, но девяносто процентов наших
учеников выбирают сейчас совсем другой путь.
Надо больше обращать внимания на связи между
явлениями природы, а авторы теперешних учебников
физики все больше норовят каждую тему развить
вглубь, не давая школьникам представления о
физической картине мира. Я считаю, что больший
смысл имеет разворачивать перед учениками не
историю развития физики, начиная с Демокрита, как
это часто делается, а рассуждать с ними об
устройстве Вселенной, переходя постепенно к
объяснению все более конкретных мелких ее
объектов, чтобы выстраивалась целостная,
взаимосвязанная картина.
По-настоящему физику как науку возможно
преподавать только в вузе, потому что дети
достигают способности к серьезным обобщениям
только к восемнадцати годам. То, что сейчас есть у
них в головах по поводу физики, – обрывки
отдельных многочисленных фактов. Боюсь, что и
преподаватели не всегда способны к высокому
уровню обобщений. Многие предпочитают
ограничиваться неким каноном, заданным
учебником и формулами. Единицы (яркие,
талантливые люди, на их уроках у детей глаза
горят) преподают так, что ученики могут обсуждать
с ними явления, которые заметили они сами, а не
только те, что описаны в учебнике (а главное, не
только так, как в учебнике!). Мы исходим из
принципа, заложенного основателем нашего
издательства Симоном Львовичем Соловейчиком:
«Прочитал газету – и на урок», стараемся
печатать как можно больше статей с описанием
конкретного опыта хорошего (в сегодняшнем
понимании этого слова) преподавания предмета.
Как ни парадоксально это звучит, физику надо
начинать преподавать в пятом, когда дети любят
опыты, любят работать руками, хорошо понимают
наглядные вещи, и заканчивать в девятом. Главная
задача учителя в это время – научить детей
естественно-научным методам познания, научить
наблюдать, делать выводы. А в старших классах
физику надо преподавать серьезно, но оставлять
ее только в профильных школах,
физико-математических классах – для тех, у кого
технически-рациональный склад ума. Подавляющему
большинству в дальнейшей жизни эти знания не
пригодятся, более того, значительная часть
физику просто не понимают и уроков физики боятся
как огня. Было бы правильнее в базовых
(неспециализированных) школах ввести предмет
типа естествознания, где интегрированно
излагались бы все предметы естественно-научного
профиля.
Физика – это не математика, где все логично и
более-менее однозначно. Здесь надо понимать суть
явления, чем-то пренебречь, что-то принять к
рассмотрению. А как этому научить? Учителей,
способных и готовых преподавать физику как
мировоззренческую дисциплину, очень мало,
хорошо, если учитель просто умеет правильно
решать задачи. Возможно, еще в педагогическом
вузе следует отдельно готовить преподавателей
физики для старших классов
физико-математических школ. В моей жизни
учителей, которые могут талантливо или даже
просто добротно преподавать в
десятых-одиннадцатых классах, не встречалось до
тех пор, пока я не пришла работать в газету.
Только здесь я поняла, что они действительно
существуют, но их, к сожалению, мало. И порой
кажется, что лучше совсем исключить физику из
самостоятельных дисциплин в старшей школе, чем
вызывать у ребят отвращение к этой прекрасной
науке, даже к самому слову «физика».
Подписной индекс 32032
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"