Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Легко ли привыкнуть к переменам?

Школа, выбирающая свой путь, неизбежно идет на риск...

Начало

Когда я поступила в аспирантуру, Олег Семенович Газман вместе с другими научными сотрудниками лаборатории, выслушав эмоциональные рассуждения по поводу будущей научной работы, улыбаясь, спросил: “Вы все-таки чего хотите – защитить диссертацию или осчастливить человечество?” Не колеблясь, ответила, что хочу изменить школу, а через это и окружающий меня мир сделать счастливее. Почему это вспомнилось именно сегодня? Просто встретилась с новыми людьми, а точнее, со школой в небольшом городке Великие Луки Псковской области. На первый взгляд эта школа ничем не отличается от множества других, только год назад пришел новый директор и стал пытаться ее переделать. Зачем ему это нужно? Может быть, хочет выделиться, сделать карьеру? Или мечтает осчастливить человечество? Или...

Как спасти свою школу?

В 2000 году эта школа под номером два была в Великих Луках в аутсайдерах, ее могли в ближайшем будущем просто закрыть: количество детей школьного возраста снижается, и финансировать полупустые школы невыгодно. Этого молодой директор допустить не мог: ведь не брал же он школу всего на один год! Он пошел вместе с учителями начальных классов в город, точнее, в детские сады, чтобы рассказать, какая замечательная у них школа, какие интересные там занятия, какие великолепные учителя.
Что же нового ввел Станислав Сергеевич Стулов? Он решил сделать свою школу школой свободного и осознанного выбора. Ни больше ни меньше. Свою начальную школу они назвали “школа-парк”, подчеркивая принятие концепции Милослава Балабана. Действительно, почему бы и нет – начинать так начинать... Пока их школа-парк очень похожа на систему дополнительного образования, но это только на первый взгляд. Все студии ведут сами учителя, конкурируя друг с другом в новом поле свободных образовательных услуг. В студии не записываются, туда приходят по собственному выбору, и никто не будет ругать за непосещение, заставлять продолжать там занятия. Никто и не упрекнет, если ребенок через некоторое время захочет вернуться. В студии прав ребенок, а учитель под него приспосабливается.
Зачем школьным учителям это нужно – “парк” в пересменок, лишняя подготовка? Раньше в эти часы они могли спокойно, без дополнительных трудностей позаниматься с отстающими и иметь ту же самую зарплату. Отвечают:
– В нашем районе города нет никаких кружков для детей, нечем им заняться для самих себя. Да я бы только ради своего сына открыла эту систему!
Сразу напрягаюсь: если это “дворец пионеров” при школе, при чем же тогда неклассно-урочное образование?!
– Нет-нет, не совсем так. Просто на уроках я не могу работать с тем, что действительно интересно моим ученикам: постоянно программа давит, нужно проходить материал. А тут ребята сами выбирают, куда им хочется пойти, чем заняться. Правда, нам очень сложно готовиться к парк-студиям...
Сложно готовиться к студиям – мягко сказано. Дело в том, что в этой школе еще не прошел первый, переходный этап от класса к парку, и учителя на занятиях студий еще замыкают весь процесс на себя: с хорошим темпом предлагают интересные задачи, комментируют ответы, подсказывают и поддерживают, рассказывают и объясняют. При этом сложны и подготовка, и работа в таком темпе. Иногда даже так устают, что плачут. И тем не менее...
– Да ведь и для нас важно не только обучать детей, но и самим развиваться. Мы, конечно, взрослые, но тоже постоянно ищем себя. Для учителя иметь пространство для самовыражения не менее важно, чем для детей!
– Дети обычно быстро привыкают, что в школе они несвободны. Здесь ими командуют, говорят, что нужно делать, а чего нельзя. Мы хотим, чтобы ребята почувствовали, что и в стенах школы они – свободные люди. Может быть, тогда, когда они подрастут...
– Знаете, у детей всего за год резко повысился интерес к школе (тут как по мановению палочки появляется плакат с графиками). Вот посмотрите, по результатам опроса...
Да верю я, верю, только понять все равно не могу, почему они взялись за такую непосильную ношу. “Азбука театра”, “Секреты орфографии”, “Азбука словесного искусства”, “Математика в играх и задачах”, “Экология”, “Экономика”, “Познай себя” – всего пятнадцать разных, серьезных и не очень, но, безусловно, интересных для ребят парк-студий.

Взрослые и дети – вместе или...

В кабинет директора учителя и дети входят спокойно, без излишней демонстрации почтения или панибратства. Президент школьной республики, созданной прошлой весной, был болен. Точнее, была больна. “Я позвоню ей домой, она обязательно придет поговорить с вами”. Отказываюсь как могу, не нужно звать в школу больного ребенка. Оказывается, дело вовсе не во мне: Станислав Стулов объясняет, что ей будет потом очень обидно, если все встретятся со мной, а она нет. И Катя, и ее “президентский совет” оказались такими же мечтателями и борцами за свою школу, как и их директор.
– Это очень важно, чтобы в школе было самоуправление! Ведь тогда мы будем интереснее жить, у нас будет много праздников, школа станет лучшей в городе!
– Разумеется, я не утверждаю, что наша республика является совершенством. Это далеко не так. Но это только начало, первые росточки. Всегда новые традиции, новые замыслы развиваются не вдруг, а с трудом, постепенно, на протяжении многих поколений учеников. Кроме того, насколько мне известно, в других школах города этого нет. Будет очень хорошо, если наша школа станет примером.

Преграды на пути к свободе

Критически настроенный читатель сразу заметит, что чуда за один год произойти не могло: невозможно прийти в школу и сразу сделать ее свободной – ввести полноценное демократическое самоуправление, убедить всех учителей работать с полной выкладкой и сообща. Конечно, учителя спорят, опасаясь, как бы перекройка принятых норм не отпугнула в дальнейшем детей и родителей от школы. Да и не все понимают, зачем в школе нужно открывать парк, создавать республику: новые трудности для учителей, не лучше ли по-простому спланировать мероприятия и провести их.
– Если отменить обязательные уроки в начальной школе вообще (о чем уже поговаривают наиболее оптимистично настроенные учителя и, конечно, директор), как же дети будут проходить программу?
– Как может учитель работать в таких открытых группах, если он уже прошел часть материала, а кто-то из учеников вдруг решил прийти к нему учиться?
– Скажите, разве можно экспериментировать с детьми, даже если эксперимент в другом месте был удачным?
Согласна, экспериментировать с детьми нельзя. Только не является ли продолжение работы в закрытой, авторитарной классно-урочной системе затянувшимся на три с половиной столетия неудачным экспериментом? Как можно вырастить свободного человека в несвободной школе? Как научить детей быть самостоятельными, если в школе за них все решают взрослые?
Я хорошо понимаю, что чувствуют сегодня учителя, осмелившиеся сделать первый шаг к новой школе. Удивление, надежду, волнение... Возможно, даже страх: к чему приведут сегодняшние начинания?
– Думаю, что у нас самое-самое начало нового, мы даже не поднялись на первую ступеньку становления новой школы, только подняли ногу – кто правую, кто левую...
Что же будет дальше? Выдержат ли напор системы? Не пойдут ли все в разные стороны? Поможет ли им их неизменное желание сделать свою школу самой лучшей, самой интересной? Пока больше проблем, чем решений.
Один из учеников школы сказал так:
– Я не хочу ничего изменять, потому что не хочу привыкать к новым переменам.
Да, жизнь – сложная штука. В ней перемены происходят чуть ли не каждый день, и порой кажется, что лучше жить спокойно, хоть и не очень счастливо. Мол, синица в руках... Что ж, каждый выбирает сам. Коллектив школы, где мне посчастливилось побывать в гостях, выбрал сложный путь. Так хочется, чтобы к новым переменам они привыкли легко, сохранив самобытность своей школы. И чтобы их выпускники не боялись начинать новые дела, мечтать о будущем, изменять мир, в котором мы живем. И при этом всегда уважали другие мнения, позиции. Ведь именно этому учат в свободных школах – вере в себя и уважению ко всем. Не правда ли?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru