ИНСТИТУТ
УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ
Легко ли привыкнуть к переменам?
Школа, выбирающая свой путь, неизбежно
идет на риск...
Начало
Когда я поступила в аспирантуру, Олег
Семенович Газман вместе с другими научными
сотрудниками лаборатории, выслушав
эмоциональные рассуждения по поводу будущей
научной работы, улыбаясь, спросил: “Вы все-таки
чего хотите – защитить диссертацию или
осчастливить человечество?” Не колеблясь,
ответила, что хочу изменить школу, а через это и
окружающий меня мир сделать счастливее. Почему
это вспомнилось именно сегодня? Просто
встретилась с новыми людьми, а точнее, со школой в
небольшом городке Великие Луки Псковской
области. На первый взгляд эта школа ничем не
отличается от множества других, только год назад
пришел новый директор и стал пытаться ее
переделать. Зачем ему это нужно? Может быть, хочет
выделиться, сделать карьеру? Или мечтает
осчастливить человечество? Или...
Как спасти свою школу?
В 2000 году эта школа под номером два была
в Великих Луках в аутсайдерах, ее могли в
ближайшем будущем просто закрыть: количество
детей школьного возраста снижается, и
финансировать полупустые школы невыгодно. Этого
молодой директор допустить не мог: ведь не брал
же он школу всего на один год! Он пошел вместе с
учителями начальных классов в город, точнее, в
детские сады, чтобы рассказать, какая
замечательная у них школа, какие интересные там
занятия, какие великолепные учителя.
Что же нового ввел Станислав Сергеевич Стулов? Он
решил сделать свою школу школой свободного и
осознанного выбора. Ни больше ни меньше. Свою
начальную школу они назвали “школа-парк”,
подчеркивая принятие концепции Милослава
Балабана. Действительно, почему бы и нет –
начинать так начинать... Пока их школа-парк очень
похожа на систему дополнительного образования,
но это только на первый взгляд. Все студии ведут
сами учителя, конкурируя друг с другом в новом
поле свободных образовательных услуг. В студии
не записываются, туда приходят по собственному
выбору, и никто не будет ругать за непосещение,
заставлять продолжать там занятия. Никто и не
упрекнет, если ребенок через некоторое время
захочет вернуться. В студии прав ребенок, а
учитель под него приспосабливается.
Зачем школьным учителям это нужно – “парк” в
пересменок, лишняя подготовка? Раньше в эти часы
они могли спокойно, без дополнительных
трудностей позаниматься с отстающими и иметь ту
же самую зарплату. Отвечают:
– В нашем районе города нет никаких кружков для
детей, нечем им заняться для самих себя. Да я бы
только ради своего сына открыла эту систему!
Сразу напрягаюсь: если это “дворец пионеров”
при школе, при чем же тогда неклассно-урочное
образование?!
– Нет-нет, не совсем так. Просто на уроках я не
могу работать с тем, что действительно интересно
моим ученикам: постоянно программа давит, нужно
проходить материал. А тут ребята сами выбирают,
куда им хочется пойти, чем заняться. Правда, нам
очень сложно готовиться к парк-студиям...
Сложно готовиться к студиям – мягко сказано.
Дело в том, что в этой школе еще не прошел первый,
переходный этап от класса к парку, и учителя на
занятиях студий еще замыкают весь процесс на
себя: с хорошим темпом предлагают интересные
задачи, комментируют ответы, подсказывают и
поддерживают, рассказывают и объясняют. При этом
сложны и подготовка, и работа в таком темпе.
Иногда даже так устают, что плачут. И тем не
менее...
– Да ведь и для нас важно не только обучать детей,
но и самим развиваться. Мы, конечно, взрослые, но
тоже постоянно ищем себя. Для учителя иметь
пространство для самовыражения не менее важно,
чем для детей!
– Дети обычно быстро привыкают, что в школе они
несвободны. Здесь ими командуют, говорят, что
нужно делать, а чего нельзя. Мы хотим, чтобы
ребята почувствовали, что и в стенах школы они –
свободные люди. Может быть, тогда, когда они
подрастут...
– Знаете, у детей всего за год резко повысился
интерес к школе (тут как по мановению палочки
появляется плакат с графиками). Вот посмотрите,
по результатам опроса...
Да верю я, верю, только понять все равно не могу,
почему они взялись за такую непосильную ношу.
“Азбука театра”, “Секреты орфографии”,
“Азбука словесного искусства”, “Математика в
играх и задачах”, “Экология”, “Экономика”,
“Познай себя” – всего пятнадцать разных,
серьезных и не очень, но, безусловно, интересных
для ребят парк-студий.
Взрослые и дети – вместе или...
В кабинет директора учителя и дети
входят спокойно, без излишней демонстрации
почтения или панибратства. Президент школьной
республики, созданной прошлой весной, был болен.
Точнее, была больна. “Я позвоню ей домой, она
обязательно придет поговорить с вами”.
Отказываюсь как могу, не нужно звать в школу
больного ребенка. Оказывается, дело вовсе не во
мне: Станислав Стулов объясняет, что ей будет
потом очень обидно, если все встретятся со мной, а
она нет. И Катя, и ее “президентский совет”
оказались такими же мечтателями и борцами за
свою школу, как и их директор.
– Это очень важно, чтобы в школе было
самоуправление! Ведь тогда мы будем интереснее
жить, у нас будет много праздников, школа станет
лучшей в городе!
– Разумеется, я не утверждаю, что наша республика
является совершенством. Это далеко не так. Но это
только начало, первые росточки. Всегда новые
традиции, новые замыслы развиваются не вдруг, а с
трудом, постепенно, на протяжении многих
поколений учеников. Кроме того, насколько мне
известно, в других школах города этого нет. Будет
очень хорошо, если наша школа станет примером.
Преграды на пути к свободе
Критически настроенный читатель сразу
заметит, что чуда за один год произойти не могло:
невозможно прийти в школу и сразу сделать ее
свободной – ввести полноценное демократическое
самоуправление, убедить всех учителей работать с
полной выкладкой и сообща. Конечно, учителя
спорят, опасаясь, как бы перекройка принятых норм
не отпугнула в дальнейшем детей и родителей от
школы. Да и не все понимают, зачем в школе нужно
открывать парк, создавать республику: новые
трудности для учителей, не лучше ли по-простому
спланировать мероприятия и провести их.
– Если отменить обязательные уроки в начальной
школе вообще (о чем уже поговаривают наиболее
оптимистично настроенные учителя и, конечно,
директор), как же дети будут проходить программу?
– Как может учитель работать в таких открытых
группах, если он уже прошел часть материала, а
кто-то из учеников вдруг решил прийти к нему
учиться?
– Скажите, разве можно экспериментировать с
детьми, даже если эксперимент в другом месте был
удачным?
Согласна, экспериментировать с детьми нельзя.
Только не является ли продолжение работы в
закрытой, авторитарной классно-урочной системе
затянувшимся на три с половиной столетия
неудачным экспериментом? Как можно вырастить
свободного человека в несвободной школе? Как
научить детей быть самостоятельными, если в
школе за них все решают взрослые?
Я хорошо понимаю, что чувствуют сегодня учителя,
осмелившиеся сделать первый шаг к новой школе.
Удивление, надежду, волнение... Возможно, даже
страх: к чему приведут сегодняшние начинания?
– Думаю, что у нас самое-самое начало нового, мы
даже не поднялись на первую ступеньку
становления новой школы, только подняли ногу –
кто правую, кто левую...
Что же будет дальше? Выдержат ли напор системы? Не
пойдут ли все в разные стороны? Поможет ли им их
неизменное желание сделать свою школу самой
лучшей, самой интересной? Пока больше проблем,
чем решений.
Один из учеников школы сказал так:
– Я не хочу ничего изменять, потому что не хочу
привыкать к новым переменам.
Да, жизнь – сложная штука. В ней перемены
происходят чуть ли не каждый день, и порой
кажется, что лучше жить спокойно, хоть и не очень
счастливо. Мол, синица в руках... Что ж, каждый
выбирает сам. Коллектив школы, где мне
посчастливилось побывать в гостях, выбрал
сложный путь. Так хочется, чтобы к новым
переменам они привыкли легко, сохранив
самобытность своей школы. И чтобы их выпускники
не боялись начинать новые дела, мечтать о
будущем, изменять мир, в котором мы живем. И при
этом всегда уважали другие мнения, позиции. Ведь
именно этому учат в свободных школах – вере в
себя и уважению ко всем. Не правда ли?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|