Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Книжка умная, но несовместимая с ЕГЭ

Мартыненко Б.В.
Химия: кислоты и основания:
Пособие для учащихся 8–11 классов
общеобразовательных учреждений. –
М.: «Просвещение», 2001

Не так часто в научно-популярных книгах для школьников говорится про относительность наших знаний и тем более относительность строгих научных определений. Серная кислота оказывается либо просто слабой кислотой (при растворении в безводной уксусной кислоте – стр. 30), либо основанием (при растворении в хлорной кислоте – стр. 29). И вполне логично, что после этого аммиак оказывается в списке кислот (стр. 45).
Большим достоинством книги является знакомство читателя с рядом протонного сродства растворителей (стр. 28), объяснение, как определяют относительную силу кислот в дифференцирующих растворителях (стр. 30). Доходчиво объяснены основные теории кислот и оснований (Аррениуса, Бренстеда и Льюиса), теории растворов, а также хорошо описаны свойства отдельных кислот и оснований.
Очень важно, что упомянут уникальный “размерный эффект водорода” – при потере электрона атом превращается в элементарную частицу и уменьшается в 100000 раз (стр. 26).
Эта книга будет очень полезна при повторении основ общей химии в выпускном (пока 11-м) классе. Разумеется, ею нежелательно пользоваться при первом знакомстве с кислотами и основаниями в 8 классе – чтобы не запутывать школьников, только начинающих изучать химию. В 8 классе химические факты лучше заучивать, чем рассуждать “теоретически” на ограниченном материале. Итак, очень удачная книга для повторения и обобщения.
Но... Если школьник поймет, что свойства веществ, в том числе и незыблемо зафиксированные в учебниках кислотно-основные, относительны, он научится творчески относиться к химии (и не только к ней). И тогда ему очень трудно будет отвечать на вопросы грядущего единого тестового экзамена, в большинстве заданий которого требуется выделить как правильный только один из четырех предлагаемых ответов. Например, становится неоднозначным ответ на вопрос № 21 демонстрационной версии экзамена по химии: “Слабая кислота, обладающая сильными окислительными свойствами: а) плавиковая, б) HClO4, в) HClO, г) HNO3”*. В растворе безводной уксусной кислоты правильному ответу соответствуют две последние кислоты–окислители; в вопросе-утверждении следовало бы писать: “Самая слабая кислота...”
Так что пользоваться этой книгой нужно осторожно – учитель обязан предупредить своих учеников, что для ЕГЭ она чересчур “заумна” и провоцируемый ею творческий полет мысли опасен для стандартного экзамена, требующего однозначных ответов.
К сожалению, в книге есть и просто ошибки. Совершенно неверны многие исторические сведения: алхимия возникла гораздо раньше, чем в IV в н.э. (стр. 3); “греческий огонь” не был пороховой смесью (стр. 80); в Индии не было залежей калиевой селитры – ее называли “индийской” по месту производства, а не месторождений (стр. 81); азотную кислоту используют для производства ВВ не “несколько веков”, а только с середины XIX века (стр. 81). Неверны и некоторые технические сведения: из гидроксида натрия не получают в промышленности ни соду, ни сам натрий (стр. 10); в лаборатории не получают бромоводород из брома и водорода (стр. 62); азотная кислота уже практически не применяется как окислитель в жидкотопливных ракетных двигателях (стр. 79); химик Х.Ф.Шёнбейн не открыл бездымный порох, а только получил нитроцеллюлозу (1846 г.), пороха на ее основе начали разрабатывать уже после его смерти (стр. 84). Чисто химические неточности: не указаны обозначения для электронов (чем отличаются кружки от крестиков) на стр. 33 и далее; явно нужно объяснить смысл диэлектрической проницаемости и вообще привести формулу закона Кулона (стр. 37); раствор сульфата меди в концентрированной серной кислоте не голубой (стр. 55), а коричневатый; если уж приводить формулу азотной кислоты с пятивалентным азотом (стр. 78), то после всех объяснений (стр. 85), а не до них – первое впечатление запоминается лучше; силикатный клей – все-таки раствор не кремниевых кислот, а их солей, хотя и гидролизованных (стр. 96–97); опечатка в формуле на стр. 96.
Но книжка в целом будет полезна, причем не только школьникам, но и студентам-первокурсникам, изучающим общую и неорганическую химию.
*См., например, Интернет:
http://www.bitnet.ru/exam-test/chemistry.html

Вячеслав ЗАГОРСКИЙ,
к.х.н., доцент химического ф-та МГУ,
Соросовский учитель

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"