Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

ПРИГЛАШЕНИЕ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСЕ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Правительство Российской Федерации получило от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) заем на реализацию Инновационного проекта развития образования Министерства образования Российской Федерации. Часть данного займа (до 7 600 000 долларов США) будет использована для предоставления безвозвратных грантов на разработку и издание новых рукописей и учебников. Гранты будут присуждаться авторам по результатам конкурса представленных заявок и издательствам, включенным в список на основании квалификационного отбора и в зависимости от их технических возможностей, после заключения контрактов на издание выигравших рукописей. Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) уполномочен осуществлять руководство проведением конкурса и выплатой грантов победителям.
Национальный фонд подготовки кадров приглашает авторов, обладающих соответствующей квалификацией в написании учебной литературы, и издательства к подаче заявок на получение грантов на подготовку рукописей и создание оригинал-макетов учебных пособий по истории для общеобразовательных учреждений по следующим направлениям и уровням:

Отечественная история ХХ века. Школьный словарь понятий и терминов

Словарь основных терминов и понятий призван дать систематизированную информацию в форме статей по основным проблемам данного учебного курса. В словаре должны быть представлены варианты толкований понятий и терминов, основанные на первоисточниках и отражающие различные точки зрения.
Словарь должен включать термины и понятия, используемые при проведении учебных занятий по данному учебному курсу и обладающие общей значимостью для других смежных учебных дисциплин. Содержание раскрываемых понятий должно быть научно обосновано, идеологически беспристрастно, соответствовать современному развитию исторического образования; опираться на отечественные педагогические традиции, предполагающие единство нравственного, патриотического и гражданского подходов.
Указанный словарь, предназначенный для учащихся 9–11 классов и учителей, будет использоваться при изучении отечественной истории ХХ века.
Словарь разрабатывается в соответствии с концепцией преподавания отечественной истории ХХ в., с обязательным минимумом содержания образовательных программ общеобразовательной школы. Он является основой для объективного понимания исторических понятий и терминов при изучении отечественной истории ХХ века, носит методологический характер, способствует систематизации исторических знаний учащихся, учитывает учебные материалы, изданные различными авторскими коллективами.
Язык словаря предполагает доступность и четкость формулировок, последовательность в изложении со ссылками на источники внутри статей.
Примерный объем словаря – 10 п.л.
Словарь окажет существенную учебно-методическую помощь учителю в проведении учебных занятий по курсу отечественной истории ХХ в., в формировании у учащихся критического мышления и умения сделать свой выбор, в освоении программного материала, понимании и оценке текущих событий, ориентации в изменяющемся мире, в становлении целостной социальной личности, патриота Отечества.

Ключевые проблемы отечественной истории ХХ века. Пособие для учителя

Данное пособие адресуется преподавателям школьного курса Отечественной истории ХХ века. Содержание пособия должно соответствовать обязательному минимуму содержания образовательных программ общеобразовательной школы. Его цель – помочь учителям, методистам в выборе учебного материала при изучении ключевых проблем истории России ХХ века.
Пособие ориентировано на оказание помощи учителям в формировании у учащихся собственной точки зрения на основе критического осмысления исторических и текущих событий, понимания историзма в быстро изменяющихся социально-экономических и политических реалиях. Оно ориентировано на воспитание у подрастающего поколения чувства долга, гражданственности, патриотизма и уважения к историческому прошлому своего Отечества.
Содержание методического пособия предусматривает тесное взаимодействие истории с другими учебными предметами. Оно должно быть основано на первоисточниках и отражать различные точки зрения на конкретные исторические события.
Методическое пособие должно помочь учителю раскрыть достижения исторической науки в анализе событий отечественной истории, подвести учащихся к пониманию исторических тенденций и закономерностей, соотношения в историческом процессе объективного и субъективного, закономерного и случайного.
Изложение содержания методического пособия должно быть научным, логичным, объективным, непредвзятым.
Примерный объем пособия – 10 п.л.

Заявители, соответствующие необходимым требованиям [авторы учебников и издательства, специализирующиеся на издании учебников], могут получить более подробную информацию в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК) у Дубовик Светланы Маратовны по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, 3-й этаж, ком. 317, по контактным телефонам: 246-98-94, 246-66-32 или факсу 246-98-92.

«Правила и порядок предоставления грантов» и формы заявок для авторов и издательств могут быть получены заинтересованными заявителями лично или по письменному заявлению в НФПК по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, 3-й этаж, ком. 317 у Дубовик Светланы Маратовны.

Гранты в размере, установленном «Правилами и порядком присуждения грантов», выплачиваются только победителям конкурса. В данном туре предполагается выделить до 4 грантов на подготовку рукописей для последующего издания «Школьного словаря понятий и терминов по отечественной истории ХХ века», а также пособия для учителя «Ключевые проблемы отечественной истории XX века», предназначенных для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Поступившие от авторов заявки будут оцениваться специалистами, утвержденными Экспертным комитетом конкурса. Гранты будут присуждаться Экспертным комитетом, члены которого избираются по представлению частных и государственных учреждений и организаций, связанных с разработкой, оценкой и использованием учебников, и утверждаться Стратегическим комитетом НФПК. Экспертный комитет также осуществляет оценку квалификационных требований и технических возможностей издательств. Решение комитета является окончательным, механизм подачи апелляций не предусматривается. Комитет будет проявлять корректность при сообщении результатов оценки участникам, не выигравшим конкурс.
Заполненные формы заявки на участие в конкурсе, а также необходимые приложения должны быть представлены в НФПК по вышеуказанному адресу не позднее чем 15 февраля 2002 г. для авторов и издательств.
К рассмотрению также будут приниматься конкурсные документы, присланные по почте по адресу: 119121, Москва, Ружейный переулок, д. 4, о/с 129, а/я 29 с пометкой на конверте «на конкурс» и с датой отправления на почтовом штемпеле не позднее 13 февраля 2002 г. для авторов и издательств.
Всем заявкам на получение грантов будут присваиваться номера. Во всех последующих случаях будет даваться ссылка на этот номер.

ЗАЯВКА ОТ АВТОРОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКОПИСИ

Заявка № .....

1. Ф.И.О. автора/авторов (полностью):.........………………………………………...
(число, месяц, год рождения).......................................................................
(паспортные данные: серия, №, кем и когда выдан)......…………………………
(Полный почтовый адрес: индекс)….…………………………………………….........
Приложение: копии паспортов всех авторов

2. Номер телефона (дом. и раб)/факса (каждого автора):
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..

3. Специальность/квалификация; степень/диплом …………………………………
(для авторского коллектива: сведения о втором, третьем и т.д.
авторах изложить на отдельном листе)
………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………

4. Сведения о работе (за последние 10 лет)
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
(для авторского коллектива: дополнительные данные о втором,
третьем и т.д. авторах изложить на отдельном листе)

5. Предыдущие публикации (до трех наименований)

5.1. Наименование/наименования
………………...........................................................................................
.......................………………....................................................................
..............................................……………….............................................
.....................................................................………………......................

6. Права собственности:

6.1. Является ли материал полностью оригинальным или переработкой существующего пособия?

6.2. Является ли материал собственностью автора (авторов)?

6.3. Если материал является адаптированным, имеется ли разрешение на его использование?

6.4. Заключен ли контракт (авторский договор) на издание материала с каким-либо издательством?

6.5. Можете ли вы гарантировать, что имеете все права на публикацию материала?

7. Описание материала, на подготовку которого требуется грант.

(а) Название.............

(б) Предмет...............

(в) Возрастная группа ......
количество часов в неделю..........

(г) Количество условных печатных листов......

(д) Общее количество (процент от текста) иллюстраций .............

8. Краткое описание концепции предлагаемого учебника (в 3 экземплярах, не более трех отдельных страниц). В том числе:
Характеристика методологической основы учебника (философские, дидактические, методические, психологические и др. аспекты).
Актуальность учебника.
Связь с другими учебниками курса и с другими предметами.
Основные отличия от существующих материалов по данному предмету.

9. Полный вариант рукописи пособия, в том числе оглавление и описание иллюстраций, предполагаемых к использованию в готовом учебнике, в соответствии с концепцией построения учебника, приложенной к заявке на участие в конкурсе.
Рукопись должна быть представлена в НФПК в печатном виде, с приложением дискеты, набранной компьютерным способом в редакторе Word или Word-совместимом. Каждый текстовый файл в случае рукописи, набранной компьютерным способом, должен содержать не менее трех и не более 10 авторских листов. При наличии нескольких файлов (более одного) они должны иметь четкую сквозную нумерацию, последовательность которой соответствует последовательности страниц в рукописи.
Рукопись должна быть представлена не менее чем в двух экземплярах с приложением дискеты, с четкой нумерацией страниц, разделением глав и параграфов.
Рукопись сдается в комплекте с иллюстративными материалами в виде эскизов рисунков, репродукций художественных, фото- и картографических работ либо в виде подробного описания предполагаемого иллюстративного материала.

Примечание. Неправильно оформленные заявки приниматься не будут.

ЗАЯВКА НА ВКЛЮЧЕНИЕ В СПИСОК ИЗДАТЕЛЬСТВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ПОДАВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАНТОВ НА РАЗРАБОТКУ УЧЕБНИКОВ

Заявка № ...

Общие сведения:

Название издательства …..............................................………………….............................

Номер лицензии на право осуществления издательской деятельности…...........………………………………………………………...............................................................

Полный почтовый адрес издательства
………………………................................................................................….………………………
………………………………………………………...………………………………………............................

Номер телефона/факса ….....................................................……………....

Период деятельности с момента основания …....................…………….

Период деятельности с момента регистрации ….................……………

Ф.И.О. руководителей .....................................
…...................................................................................

Описание издательской деятельности

(а) Общий объем издаваемой литературы, находящейся в производстве (количество наименований и суммарный тираж) …..

(б) Приоритеты деятельности (если таковые имеются), например, издание иллюстрированных книг, учебников или учебных пособий, справочников и т.п.

(в) Количество учебной литературы (% от п. (а)) …...........................

(г) Специализация по учебным предметам и возрастным группам учащихся (если таковая имеется) …..........................

(д) Среднее количество новой учебной литературы: 1999 г. …... 2000 г. …...
2001 г. …... (кроме репринтов и новых редакций).

(е) Средний годовой тираж (а) всех изданий ….... (б) учебников …....
(ж) Количество изданий с разовым тиражом свыше 30000 экземпляров …....

(з) Количество учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования …..................................

(и) Количество учебников и учебных пособий, включенных в Федеральный перечень учебных изданий 1999/2000 г…….2000/01 г……….2001/02 г.…….


НЕОБХОДИМЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

(а) Три экземпляра текущего каталога или перечня изданий

(б) Образцы рекламных материалов

(в) Образцы (не более пяти) учебников, имеющихся в продаже

(г) Прайс-лист

ПРИМЕЧАНИЕ. Издательства, признанные соответствующими требованиям, предъявляемым к издательской деятельности, должны представить дополнительные данные о своей финансовой стабильности, финансовых возможностях в отношении продвижения на рынок и распространения тиражей изданий и наличия людских ресурсов и навыков в подготовке и издании учебной литературы по истории.

Правила и порядок присуждения грантов

1. Общие сведения:

Министерство финансов и Министерство образования Российской Федерации достигли договоренности с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении кредита на сумму до 7 600 000 долларов США с целью выделения на конкурсной основе грантов для авторов и издательств на различных этапах подготовки и реализации новых учебников. Конкурс проводится под руководством Национального фонда подготовки кадров в рамках более широкой инновационной программы в области образования.
Гранты выделяются с целью ускорения процесса обновления Федерального перечня учебников, предназначенных для использования в системе государственного образования, в соответствии с приоритетами, установленными в ходе анализа Федерального перечня, проводимого в рамках указанной программы в области образования. Приоритеты перечислены в общем уведомлении об объявлении конкурса.
Общие уведомления публикуются для каждого этапа конкурса. Информация о конкурсе может быть получена в Группе реализации проекта Национального фонда подготовки кадров (Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, 3–4-й этаж, тел.: 246-98-94, 246-66-32 у Дубовик Светланы Маратовны). НФПК отвечает за выплату всех присужденных грантов. По всем организационным вопросам, касающимся конкурса, решение НФПК является окончательным.

2. Право на участие в конкурсе:

В соответствии с правилами в конкурсе могут участвовать все авторы, выразившие желание разработать конкретные учебные пособия по истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. К участию в конкурсе принимаются рукописи, на издание которых не заключены договоры с издательствами. Типовая форма заявки для авторов, которая должна быть правильно заполнена и представлена автором, желающим участвовать в конкурсе, может быть получена в Национальном фонде подготовки кадров.
В соответствии с установленными требованиями в конкурсе могут участвовать издательства, выпускающие учебную литературу и зарегистрированные в Российской Федерации. Издательства должны представить подробные данные о своей организации и деятельности для прохождения квалификационного отбора на основании типовой Квалификационной формы для издательств. Каждое издательство, прошедшее отбор в первом туре конкурса, имеет право подавать заявки на участие в последующих турах при условии, что их обстоятельства не изменились. Невыполнение обязательств в соответствии с правилами конкурса ведет к отказу в допуске к участию в последующих турах конкурса. Решение НФПК по этому поводу является окончательным.
К участию в конкурсе не допускаются авторы, являющиеся членами Экспертного комитета конкурса, специалисты по оценке, входящие в состав группы рецензентов конкурсных материалов, или издательства, руководители которых являются членами Экспертного комитета конкурса.

3. Действие схемы присуждения грантов

Схема Конкурса по созданию учебной литературы нового поколения, проводимого НФПК, реализуется в восемь этапов (туров) и рассчитана на пять лет, начиная с 1998 г. Предусматривается оказание помощи в авторской разработке учебников в количестве до 150 рукописей в одном туре и последующее содействие издательствам в издании и продвижении на рынок до 50 новых наименований учебников, предназначенных для использования в школах, начиная с 1999/2000 учебного года.

3.1. Выплата грантов:

Безвозвратные гранты выплачиваются авторам-победителям конкурса и подавшим квалификационную заявку издательствам в следующих размерах:

(а) Победившим авторам на 2-м этапе выплачивается до 1500 долларов США (или до 4500 долларов США на группу авторов до трех человек и 6000 долларов США на группу авторов свыше трех человек) на доработку рукописи.

(б) Прошедшим квалификационный отбор издательствам, заключившим контракты с авторами, участвующими во 2-м этапе, выплачивается грант на подготовку и оформление рукописи в размере до 2000 долларов США за одно наименование.

(в) Гранты выплачиваются правомочным авторам и издательствам по результатам отбора на основе проведенной оценки. Гранты выплачиваются поэтапно в соответствии с графиком реализации проекта. Гранты выплачиваются авторам в два этапа: перед началом и по завершении 2-го этапа.
Издательствам гранты выплачиваются в форме единовременной выплаты после утверждения Экспертным комитетом конкурса оригинал-макета на 2-м этапе.

3.2. Присуждение грантов:

Присуждение грантов осуществляется Экспертным комитетом, члены которого отбираются из числа кандидатов, представленных государственными и частными структурами, связанными с разработкой, оценкой, продажей и использованием учебников. Состав Экспертного комитета утверждается Стратегическим комитетом НФПК и подотчетен ему. Таким образом, присуждение грантов будет осуществляться на основе оценки, проведенной авторитетными российскими экспертами в рамках независимого комитета, выбранного по представлению широкого круга заинтересованных сторон, под руководством другой независимой структуры. В интересах скорейшего обновления Федерального перечня учебников решения этих органов должны выполняться.
На основании анализа достоинств представленных предложений гранты присуждаются авторам и издательствам, признанным правомочными для получения содействия в форме гранта, соответствующим требованиям, изложенным в документах о подаче заявок. Во всех случаях решение Экспертного комитета является окончательным.
Гранты выплачиваются поэтапно в течение пяти лет с продлением этого периода по согласованию с НФПК. НФПК, действуя от имени Экспертного комитета, сохраняет за собой право приостановить выплаты получившим гранты авторам или издательствам за невыполнение взятых обязательств. Факт невыполнения обязательств устанавливается Экспертным комитетом и утверждается дирекцией НФПК, чье решение является окончательным.

3.3. Этапы разработки новых учебников и соответствующие выплаты грантов:

Гранты присуждаются на различных этапах в рамках каждого из двухгодичных туров разработки новых учебников, предназначенных для внедрения в школах с начала учебного года в 1999/2000, 2000/01, 2001/02, 2002/03 и 2003/04 гг. Предполагается, что в результате реализации программы в полном объеме будет издано свыше 300 новых учебников. Экспертный комитет имеет право изменять количество наименований, разрабатываемых в рамках программы содействия, и график их подготовки в соответствии с правилами, регламентирующими период расходования средств займа МБРР, выделенного для финансирования проекта.
Ниже представлены этапы подготовки рукописей и учебников каждого тура:

1 этап:

(а) Рукописи по определенным, официально объявленным новым наименованиям учебных пособий должны быть представлены в 2 экземплярах в напечатанном виде с оглавлением, перечислением всех основных разделов и с приложением дискеты (в текстовом редакторе Word) вместе с правильно оформленной Формой заявки для авторов. Все полученные рукописи, соответствующие объявленным наименованиям учебных пособий, оцениваются специалистами, предложенными Экспертным комитетом с учетом мнения Федерального экспертного совета. Решения Экспертного комитета по составу специалистов, оценивающих заявки, являются окончательными.

(б) В конце 1-го этапа результаты оценки рукописей специалистами представляются Экспертному комитету, который определяет рукописи – победители конкурса, соответствующие требованиям для участия во 2-м этапе. Как правило, только одна из рукописей по каждой номинации может быть выбрана для участия во 2-м этапе конкурса. В случае если представлено две рукописи, имеющие одинаковую ценность или демонстрирующие различные или дополняющие друг друга подходы, комитет может по своему усмотрению выделить гранты более чем одному участнику. В целях обеспечения непрерывного действия фонда грантов в течение всего периода реализации программы выделение дополнительных грантов должно быть ограничено. Решение Экспертного комитета по отбору рукописи является окончательным.
На 1-м этапе выплата грантов не осуществляется.

(в) Издательства, желающие получить грант в рамках проекта, на данном этапе должны продемонстрировать свое соответствие установленным требованиям, представив заполненную Квалификационную форму для издательств вместе с приложениями. Любое издательство, пожелавшее продемонстрировать соответствие критериям, должно представить заявку в сроки, оговоренные Общим уведомлением о проведении конкурса.

(г) Издательства признаются соответствующими или несоответствующими установленным требованиям на основании представленных заявок, которые оцениваются исходя из критериев, учитывающих опыт работы, стабильность, навыки издательской деятельности, юридический статус и финансовую устойчивость издательств. Решение Экспертного комитета по этим вопросам является окончательным. Издательства, признанные не соответствующими требованиям в течение одного тура, могут вновь подавать заявки на участие в последующих турах, если их положение изменится настолько, чтобы соответствовать необходимым критериям.

2 этап:

(а) Авторы рукописи – победителя конкурса имеют право на получение безвозвратных грантов в размере до 1500 долларов США. По усмотрению Экспертного комитета авторскому коллективу в составе 2–3 человек может выплачиваться грант в размере до 4500 долларов США, а авторскому коллективу в составе более 3 человек – до 6000 долларов США. При присуждении грантов, превышающих базовый уровень в 1500 долларов США, комитет может потребовать письменного подтверждения разделения нагрузки и обоснования сложности работы (по сравнению с базовым уровнем – 1500 долларов США).

(б) Для рукописей – победителей конкурса на этом этапе должны быть заключены официальные контракты с издательствами, прошедшими квалификационный отбор на основании представленных квалификационных форм. Заключенный контракт с издательством является основанием для выплаты авторам части гранта.

(в) Издательства, желающие получить грант на создание оригинал-макета выигравшей конкурс рукописи, должны к концу данного этапа представить реквизиты официального контракта, заключенного с автором рукописи, и продемонстрировать свои возможности в отношении редактирования, разработки эскиза, издания, сбыта и распространения окончательных материалов в формате, соответствующем требованиям, изложенным в Квалификационной форме для издателей.

(г) Продолжительность 2-го этапа составляет 1,5 месяца. В течение этого периода авторы и издательства совместно завершают подготовку рукописи и после набора, подготовки иллюстраций и эскиза доводят ее до стадии оригинал-макета.

(д) В течение этого периода авторам или авторским коллективам продолжают выплачиваться гранты.

(е) В ходе 2-го этапа прошедшие квалификационный отбор издательства, заключившие контракты с авторами, победившими в конкурсе, получают грант в форме единовременной выплаты в сумме до 2000 долларов США за одно наименование, частично покрывающей расходы, связанные с подготовкой сигнальных материалов, включая макетирование и определение объема печатных работ, проектирование и определение технических условий, краткое описание иллюстраций, а также окончательную подготовку и изготовление пробных оттисков не менее чем одной главы из предлагаемого издания. Все вышеуказанные материалы вместе с заполненной Формой технических требований для издательств должны быть представлены к концу 2-го этапа.

(ж) Технические требования и пробный оттиск главы вместе с техническими материалами представляются на утверждение Экспертного комитета конкурса.

(з) Рукописи, имеющие свою ценность, но не соответствующие требованиям для предоставления дальнейшей поддержки по конкурсу, будут издаваться на коммерческой основе и проходить обычную процедуру утверждения и включения в Федеральный каталог. Экспертный комитет конкурса и НФПК не участвуют в обсуждении и не вступают в переписку по этим вопросам.

4. Платежи:

Все платежи осуществляются через Национальный фонд подготовки кадров на основании решения Экспертного комитета конкурса.
Платежи авторам осуществляются перед началом и после завершения работ на 2-м этапе конкурса (доработка рукописи).
Платежи издательствам осуществляются после завершения работ на 2-м этапе.
Выплаты производятся в рублях.
Национальный фонд подготовки кадров имеет право приостановить или задержать выплаты в случае невыполнения взятых обязательств или несоблюдения сроков по согласованию с Экспертным комитетом конкурса или по его представлению, как указано выше в п.4.

5. Толкование:

Вопросы, связанные с толкованием настоящих правил, относятся к компетенции Национального фонда подготовки кадров. НФПК по согласованию с председателем Экспертного комитета конкурса и Стратегическим комитетом НФПК определяет толкование настоящих правил. После проведения соответствующих консультаций окончательное толкование НФПК является решающим при проведении конкурса. НФПК не вступает в переписку по вопросам толкования правил.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"