Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Виктор БЕЛЯВСКИЙ: 
«Издательство не отказывалось и не отказывается от издания учебников Кредера»

Учебник Александра Александровича Кредера «Новейшая история зарубежных стран» сейчас занимает одно из самых достойных мест в педагогической библиотеке. До недавних пор эта книга оставалась фактически единственным новым пособием по предмету. Мы намеревались взять интервью непосредственно у самого автора, но с прискорбием узнали, что осенью прошлого года он скончался от сердечного приступа. Мы попросили директора издательства «Центр гуманитарного образования» Виктора Сергеевича Белявского рассказать о А.А.Кредере и его учебнике, так как именно это издательство помогало ученому в работе над книгой и первым предложило ее российскому читателю.

– Виктор Сергеевич, многим преподавателям и школьникам имя А.А.Кредера известно лишь по титульному листу учебника. Расскажите, пожалуйста, что это был за человек.
– Александр Александрович Кредер был профессором кафедры новой и новейшей истории Саратовского государственного университета, специалистом по истории Америки. Вся его жизнь прошла в Саратове. Он родился в семье поволжских немцев и во время войны вместе с матерью был выслан в Казахстан. После возвращения с большим трудом поступил в университет, так как существовала квота на детей репрессированных. Так что, можно сказать, история ХХ века отразилась в его биографии, как в учебнике.
– А как он пришел к идее создания пособия для школьников?
– В основном он писал курсы лекций для студентов. Но когда был объявлен конкурс фондом «Культурная инициатива», учрежденным Дж.Соросом, Кредер достаточно быстро подготовил учебник для 10–11 классов по новейшей истории, а впоследствии – учебник для 9 класса в соответствии с двухконцентровой системой обучения. По результатам апробации учебник для 10–11 классов был объявлен одним из лучших и после некоторой доработки разошелся миллионным тиражом.
– Этот учебник в том или ином виде издается на протяжении почти восьми лет. Каков был совокупный тираж по России за это время?
– Трудно сказать точно, но по приблизительным расчетам было издано от двух до двух с половиной миллионов экземпляров. Наше издательство вообще начиналось именно с этого учебника. Кроме нас книгу выпускали еще несколько издательств.
Кроме того, появилось несколько пиратских изданий. Были незаконные тиражи, отпечатанные в Украине. Однажды региональное издательство получило у нас сублицензию на сто тысяч экземпляров, а напечатало триста-четыреста тысяч. И распространяли не только в своем регионе, как обязывались, но и в других. Пиратские тиражи продолжаются и до сих пор. Наказать книжных пиратов было довольно сложно, так как подобного рода судебные процессы иногда затягиваются. И тогда мы сами создали невыгодные условия для пиратов, полностью насытив книжный рынок нашим изданием учебника. Таким образом, если соединить наши тиражи, тиражи партнерских издательств и пиратские выпуски, то цифра получается еще больше.
– Интересен, однако, тот факт, что, несмотря на такой колоссальный тираж и большой читательский спрос, учебник подвергался буквально шквальному огню критики. Чем это было вызвано?
– Понимаете, здесь больше было не столько критики, сколько… Я имел честь быть научным редактором этой книги, так как сам специализируюсь по новейшей истории. Я вычитывал буквально каждую строчку и могу с полной ответственностью заявить, что учебник фактически не имеет погрешностей с точки зрения науки. И надо сказать, что это же подтверждают все оппоненты.
«Критиками» же чаще всего оказываются члены компартии.
А методы, которыми они действуют, весьма далеки от корректных. Например, через свои организации на местах они инспирируют письма ветеранов в Министерство образования, в которых сообщается, что учебник Кредера плох. И министерство вынуждено каждый раз отвечать на эти измышления. Еще раз подчеркиваю, что в этих письмах нет ни одного фактологического замечания, все претензии предъявляются к подаче материала: в книге якобы игнорируется роль СССР в мировой истории, не чтится память солдат, павших в Великой Отечественной войне. Словом, пытаются сыграть на патриотических чувствах, забывая при этом, что учебник посвящен истории зарубежных стран.
– Но ведь героизм, извините за банальность, все-таки был…
– Героизм советских солдат – достойная тема, но она затрагивается в параллельном учебнике по отечественной истории ХХ века. Проблемы создаются буквально на ровном месте.
Есть еще один метод, используемый коммунистами. В ряде областных и краевых дум они большинством голосов проводят постановление о запрещении использования учебника Кредера в школах данного субъекта Федерации. Это еще больше удивляет. Учебник прошел экспертный совет, пользуется спросом, к книге нет претензий ни у ученых, ни у методистов, а областные «парламенты» ставят препоны в угоду своим политическим пристрастиям. Таким образом, можно говорить о возрождении политической цензуры. И ни судебные органы, ни местные чиновники от образования не пресекают эти попытки.
– А вы пытались противостоять коммунистическому лобби?
– Обстановка особенно накалилась к лету 1999 года. Мы были вынуждены обратиться на телевидение, чтобы провести публичные слушания. На НТВ прошла передача «Суд идет». Мы предъявили общественный иск Воронежской областной думе, запретившей использование учебника. Самое поразительное, что наши противники оказались критиками не только лживыми, но еще и трусливыми. Ни лидеры КПРФ, ни историки-коммунисты не пришли на это слушание. Казалось бы, это их шанс – пригвоздить к позорному столбу учебник Кредера. С нашей стороны присутствовали в качестве свидетелей заместитель министра образования Асмолов и некоторые другие крупные чиновники. Сам Кредер также выступал. Присяжные вынесли решение в нашу пользу.
На коммунистов это не подействовало, они продолжали свое давление, и только благодаря вмешательству заместителя министра Елены Евгеньевны Чепурных учебник не был вычеркнут из списков федерального комплекта.
Но беда заключается в том, что вся эта травля негативно сказалась на здоровье Александра Александровича. Находились «доброжелатели», которые звонили ему домой или при встрече говорили, что там-то и там-то книга изъята, запрещена и так далее. И вот в прошлом году вышло мое интервью в “Московском комсомольце”, где я рассказывал о том, что издание учебника Кредера – яркий пример удачного интеллектуального проекта. Одновременно с этим в какой-то газете появилась критическая публикация. И нашлись доброхоты, которые позвонили уже больному человеку и сказали, что в «МК» вышла статья под названием «Прощай, Кредер». Александр Александрович к тому моменту был уже болен, после этого у него случилось еще два инсульта, после второго он скончался. Я считаю, что он умер так рано в результате травли, позорной кампании, которую развернули люди, которые понимают, что их время ушло, что они теперь не монополисты в образовании.
– Если учебник Кредера встретил такое сопротивление, то какую замену ему прочили ваши оппоненты?
– Дело в том, что в первой половине 1990-х гг. никто еще не решался писать учебники по новейшей истории, так как это исключительно сложно. Никто не хотел брать на себя политической ответственности за оценку событий недавнего прошлого. Но многие издательства, так же как и мы, вскоре поняли, что дальше без новейшей истории не обойтись. Уже вышло несколько достойных учебников по этому периоду, но я не стану сейчас говорить о них, так как это было бы неэтично по отношению к коллегам-издателям.
Удивительно то, что, когда была организована травля А.А.Кредера, коммунистически настроенные оппоненты со свойственной им всеразрушающей силой не имели никакой альтернативы, не предлагали ничего взамен. Те учебники, которые сейчас уже увидели свет, не имеют никакого отношения к событиям вокруг книги Кредера.
– Теперь, когда Александра Александровича уже нет в живых, как вы намереваетесь сохранить его труды в комплекте учебной литературы для школы?
– Помимо учебника по новейшей истории он успел написать учебник по истории ХIХ века. Поразительно, что, когда настаивали на изъятии книги по ХХ веку, требовали одновременно и запрета учебника по новой истории. Если к первому учебнику были хоть какие-то претензии, то вообще непонятно, чем второй-то не угодил. О какой роли СССР можно говорить в эпоху Парижской коммуны, промышленного переворота в Англии или гражданской войны в США? К счастью, практически с этой книгой не было неприятностей.
Кстати, в тех регионах, где был изъят учебник по новейшей истории, учителя сами на свои деньги покупали его для работы. И как это часто случается, цензура местных властей сыграла свою роль в увеличении популярности пособия.
Следует также отметить, что у нас вышел учебник для 10–11 классов «Россия и мир в ХХ веке», написанный Л.Н.Жаровой, И.А.Мишиной и А.А.Кредером. Эта книга рассчитана на интегрированный курс зарубежной и отечественной истории. В ней уделяется больше всего внимания именно тем аспектам мировой истории, которые непосредственно связаны с судьбами России. Издательство не отказывалось и не отказывается от издания учебников Кредера, так как мы считаем их во многом образцовыми.
– Как я понимаю, кредо вашего издательства – выпуск учебной литературы либеральной направленности?
– Не только. Я не упомянул тот факт, что мы выпустили учебник «История России. ХIХ век”, автором которого является Н.А.Троицкий. Это коллега А.А.Кредера, саратовский профессор, который занимает несколько иную позицию. Его можно причислить к тем людям, которые с симпатией относятся к революционному движению в России, в частности к народникам. Его взгляды близки к мировоззрению социалистов и даже части коммунистов. И несмотря на разность во взглядах, Н.А.Троицкому и А.А.Кредеру удалось написать совместный учебник «Россия и мир в ХIХ веке», предназначенный для изучения интегрированного курса отечественной и всеобщей истории.
Некоторые чиновники нас обвиняли в том, что мы, мол, сначала печатали прогрессивного Кредера, а теперь отвернулись от него и стали издавать книгу Н.А.Троицкого, написанную с революционно-патриотических позиций. Но я хочу вновь подчеркнуть, что издательство «ЦГО» будет издавать учебники, написанные с разных позиций, при том лишь условии, что они не противоречат требованиям науки и основам современной методики.

Беседовал
Сергей ГРИШАЧЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"