Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Проблемам обеспечения российских общеобразовательных школ учебной литературой был посвящен семинар, организованный федеральным государственным издательством «Просвещение» 27–28 ноября 2001 г. В его работе приняли участие первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов, руководители региональных органов управления образованием и главные специалисты по учебной литературе региональных органов управления образованием из 80 регионов России, Ассоциация учебных издательств («АСТ-Пресс», «Вентана-Граф», «Вита-Пресс», «Корпорация «Федоров», «Ассоциация XXI век», «Мнемозина» и другие).

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Из выступления первого заместителя министра образования Виктора БОЛОТОВА

Практически все актуальные проблемы российского образования сегодня оказываются напрямую связанными с учебным книгоизданием. Это прежде всего проведение широкомасштабного эксперимента по новому содержанию образования, введение ЕГЭ, информатизация школы и др. Все эти направления требуют плотного сотрудничества министерства и издательств. Но еще далеко не по всем вопросам есть полная ясность, и нельзя сказать, что министерство сегодня может сформулировать для издательств все требования к новой учебной литературе.
Несмотря на то что эксперимент уже начался, в настоящее время министерство продолжает уточнять его задачи и цели. На сегодня приняты решения для первой и третьей ступеней школьного образования.
Главные задачи эксперимента для первой ступени (введение информационных технологий, начало преподавания иностранного языка со 2 класса и разгрузка содержания на 20%) потребуют пересмотра всех учебно-методических комплектов (УМК) для начальной школы. Есть несколько вариантов введения информационных технологий в программу начальной школы. Уже существует практика факультативов, проведение которых требует отдельного пособия и дополнительного занятия вне расписания. Часто звучат предложения преподавать математику с элементами информационных технологий, и здесь тоже возникает необходимость учебно-методической поддержки, но, что крайне нежелательно, и увеличения количества учебных часов. Наиболее перспективный, на наш взгляд, путь – создание в школе универсальной информационной среды. И каждый учитель, в том числе учитель начальных классов, должен будет при изучении любого курса, истории или окружающего мира, провести определенное количество часов в кабинете информатики. Здесь с особой остротой встают вопросы компьютерной дидактики, и, конечно, не только для начальной школы. Совершенно новые подходы необходимо выработать и в преподавании английского языка в начальной школе. В этом направлении уже накоплен некоторый положительный опыт, в частности в проектах Британского Совета.
Для профилированной старшей школы разработано несколько моделей. Первую модель предполагается развернуть на базе школ, которые всегда существовали при университетах. Это будет так называемый предуниверсарий. Однако сегодня большинство из них профилизацию сводят к освоению материала первого курса вузов. Опыт показывает, что идти по этому пути ни в коем случае нельзя, поскольку тогда путаются уровни образования и вузы к таким студентам оказываются не готовы. По всей видимости, для таких школ нужно разработать специальные программы, в рамках которых должно идти углубление полученных знаний и закрепление интереса к выбранному предмету. К примеру, по математике стоит изучать курс дополнительной математики Гарднера, а не исчисление интегралов. И занимательная научная литература должна быть востребована именно в таких школах. Спрос родителей и старшеклассников на школы при вузах очевиден, и необходимо придать таким школам цивилизованный вид.
Другой вариант профильной школы – обеспечение возможности построения своей собственной образовательной траектории в рамках обычной школы, ведь за счет школьного компонента образования школьник может осуществить свой набор предметов в любой школе. И в этом случае также понадобятся специальные учебные пособия. Другой способ создания своей собственной профилированной образовательной траектории – использование разных форм дистанционного образования, таких, например, как Заочная школа при Физтехе, МГУ и т.п.
И еще одно направление профилизации старшей школы особенно актуально для села. Сегодня очень часто на базе сельской школы реализуется и профессиональное образование. В концепции эксперимента предусмотрен так называемый технологический профиль, направленный на освоение профессии. Однако для села, на наш взгляд, нужны особые разработки учебной литературы технологического профиля. Сейчас в Министерстве образования готовятся программы по созданию соответствующих УМК, ориентированных одновременно на сельские профилированные школы и на систему профтехобразования.
Надо сказать, что сегодня концепция двенадцатилетнего образования упирается в вопрос, пять или шесть лет должна длиться вторая ступень. В ноябре–декабре пройдет ряд совещаний и будет принято окончательное решение о смысле и модели эксперимента по второй ступени. Пока существует предложение о том, что для второй ступени эксперимент в следующем учебном году проводиться не будет. Таким образом, если учебники для 2 и 11 классов точно будут поставлены в экспериментальные регионы, то относительно 5–7 классов этот вопрос еще не решен.
Более ясным оказался вопрос о ЕГЭ. В этом году ЕГЭ будет проходить в 16 регионах (это была инициатива регионов, а четырем регионам мы в этой возможности отказали), в будущем году – уже в 35 регионах. Понятно, что в этой ситуации сегодняшний интерес к тестовым заданиям будет возрастать. Я официально заявляю, что министерство может рекомендовать материалы по ЕГЭ, которые выпускают только два издательства: «Просвещение» и «Интеллект-центр». Кстати говоря, не исключено, что эти издательства объединят свои усилия и будут заниматься изданием тестов вместе. Вообще объединение потенциалов различных издательств для решения сегодняшних проблем образования – весьма перспективное начинание.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"