Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Евгения НИКАШИНА

Приключения книг,
роликов и брелока от ключей

Как научить ребенка уважительному отношению к вещам, своим и чужим?

Живет в доме вещь. Вы знаете, что она всегда есть, лежит себе на такой-то полке. И вот – потребовалась, нужна позарез. Вы протягиваете руку к той самой полке – а вещи-то и нет. Месяц назад была точно, а именно сейчас, когда она так необходима, ее нет.

Если в доме пусто (все разбежались по своим делам), то приходится начинать поиски самостоятельно в надежде, что вещь взяли домашние и по расхлябанности не донесли обратно, бедная вещь плачет горькими слезами, валяясь где-то не на месте. Такое бывает, и часто. После этого вечером приходится компенсировать свои отрицательные эмоции (сколько потрачено на поиски времени и сил! какие горы можно было своротить!) нравоучительными беседами о пользе аккуратности и порядка.
Если в доме кто-то есть, то все вопросы сваливаются на него. Вероятнее всего, в ответ вы получите классическое «не знаю» или просто пожимание плечами. В некоторых случаях в глазах появляется осмысленное выражение, вы воочию наблюдаете мыслительный процесс: из памяти выплывает факт и облекается в вербальную форму. Форма проста до безобразия: да, вещь была, но недели две назад заходил Вася (Петя, Саша...) и взял вещь до вечера. Сотрясаешь воздух разными сентенциями и требуешь звонить Васе (Пете и т.д.) немедленно. Естественно, что дома его в данный момент нет, а когда появляется, то выясняется, что он:
а) про обещание вернуть забыл начисто (лучший вариант) – очень извиняется и сейчас занесет;
б) отдал вещь Паше (Мише и т. д.), который заходил к нему и очень вещью заинтересовался, – поступает предложение искать Пашу (Мишу...) и выуживать вещь самостоятельно;
в) вещь потерял (сломал, отобрали, украли) – сначала было совестно сказать, а потом забыл.
Короче, извините, что так вышло. Или даже без «извините».

Кто в этой ситуации страдающая сторона? Тот, кому вещь нужна в данный момент, но он не может ею воспользоваться. Очевидно, что хозяин лишился вещи. Тот, который вещь покупал, ценил, холил, берег. Тот, который отдавал, относился к ней гораздо легче, для него важнее было Васино (Петино и т.д.) расположение в данный момент. Остальные действующие лица в этой истории отнеслись к вещи как к халяве – попользовались и забыли.
Вещь от такого невнимания портится и погибает. А она имеет некую ценность, и далеко не только в денежном выражении.

Про какую вещь разговор? Да про любую:
конечно, есть вещи личного пользования и общего пользования, но делить вещи в доме на личные и общие в данном случае не стоит – все они принадлежат семье, пока в семье общий кошелек и общие траты; когда семья начинает почковаться и делиться – тогда другой разговор;
конечно, есть «особо личные» вещи, судьба которых целиком в руках владельца (а хозяин, как известно, барин), – в каждой семье устанавливаются свои понятия, что к ним относится;
чаще уходят из дома и не возвращаются книги – они невелики по размеру, легко выпадают из поля зрения и не имеют ценности в глазах нынешних подростков, так, ерунда какая, и что там дедушка расстраивается из-за старой, потрепанной книжки;
велосипеды, ролики, коньки, мячи, ракетки и прочий спортинвентарь еще как-то контролируется отдающим – еще бы, это вещи, ему необходимые, хотя и они подчас канут бесследно, отданные «на один день»;
инструменты тоже несколько защищены – это епархия папы, потому есть шанс мужского контроля, впрочем, именно инструменты уходят из дома редко – молодежь не страдает любовью к рукоделию;
гитара, магнитофон, плеер – вещи хрупкие и погибают от многих причин; шансов получить их обратно целыми совсем немного;
компьютерные составляющие живут своей кочевой жизнью от юзера к юзеру – в эти перемещения я не вникаю, и они меня не касаются, но в мужской части семьи страсти кипят нешуточные;
вещи, уходящие по острой необходимости в школу, можно считать пропавшими, особенно в начальных классах – там всегда есть форс-мажорные обстоятельства (серебряная елка вернется с Нового года, поредевшая наполовину, кан из похода – без крышки и сильно побитый и т.д.).
Случаи, когда вещь возвращается в дом сама и в указанные сроки, остаются в памяти светлым штрихом. Такому человеку приятно и легко отдать вещь следующую. На второй-третий раз вещь, как правило, пропадает. Ну так устроены люди.
Не менее интересна ситуация, когда дома в руки попадает явно чужая вещь. Немедленно, бросив все дела, идешь разбираться: откуда? Варианты: нашел, подарили, взял у Васи (Пети и т.д.).
Пока детки в дошкольном и младшем школьном возрасте, родителю приходится постоянно держать в голове, что легкость отношения к своей и чужой собственности принимает разные формы. Что детская клептомания – явление достаточно распространенное. Что привычка – вторая натура. Что детское воровство вырастает во взрослое воровство, которое в обществе уголовно наказуемо.
Если в ящике детского стола лежат связки брелоков от ключей, а в школьной раздевалке из карманов пропадают ключи, то не замечать находки просто опасно. Конечно, он мог их найти на улице, а выворачивал карманы кто-то другой. Но разбираться надо обязательно и немедленно.

Забытую Васей вещь отдать Васе. Взятую взаймы у Пети вещь отдать Пете, как только острая надобность в ней уже пропала – пусть она живет у него, там ее дом. А если она нужна надолго, то, возможно, пора завести свою. А если Пете она не нужна совсем, то есть вариант обмена или подарка, но смена хозяина должна быть обозначена, иначе размываются понятия, возникают обиды и недоразумения.
Найденную вещь проще (со всех сторон) отнести и положить на место, вдруг хозяин-ротозей отыщется и они воссоединятся. Привычка не брать чужого очень помогает в дальнейшей жизни (можно верить в передачу с вещью негативной информации, можно опасаться банальной инфекции, да и просто счастья чужая вещь не приносит!).
Отношение к чужой вещи строится не на брезгливости, хотя это тоже иногда необходимое качество. И не на юридических понятиях собственности. Просто вещи, нас окружающие, составляют нашу внешнюю оболочку, которая помогает или мешает жить.
Когда взрослый ребенок тащит в дом для пользования вещь, взятую у приятеля, то это можно рассматривать как намек на его возросшие и неудовлетворенные потребности (вещь нужна, мне без нее никак!) или как показатель экономности за чужой счет: «Васька сказал, что потерял вещь, и ему купили другую». Такая снисходительность к своим родителям и забота о бюджете собственной семьи должны наводить на мысль, что что-то не так. Срочно повышайте самооценку, а заодно и семейный бюджет. Вовлекайте выросшее чадо во все финансовые проблемы семьи, придумывайте совместные приработки.
Но никогда не оставляйте без внимания появление у ребенка чужих вещей – от авторучки до автомашины. Чужая вещь – чужой образ жизни, чужая судьба, силенок может не хватить.
Когда дети совсем маленькие и в доме два взрослых адекватных человека с хорошей памятью, то проблемы прихода-ухода вещей практически нет. Вы в состоянии уследить за всеми изменениями, и никаких недоразумений почти не возникает. А как только дети становятся хоть немного дееспособными, то поток вещей сквозь пальцы увеличивается многократно и становится просто неуправляемым. Вещи теряются, забываются, отдаются, крадутся, портятся самыми разными способами – для восстановления ущерба нужны немалые деньги, время, силы и нервы.
Если не вмешаться в этот круговорот, то ваша семейная жизнь сильно усложнится. Хотя приход-уход вещей можно контролировать. Вот несколько проверенных советов – могут пригодиться.

Запрещать брать, отдавать вещи – глупо. Нормальное человеческое общение подразумевает обмен игрушками, книгами, музыкой, фильмами, инструментами и т.д. Замерзшему гостю всегда дадут свитер, попавшему под дождь – зонт. Соседи всю жизнь одалживают друг у друга стулья и столы, посуду на большие застолья.

Напоминать о взятом обычно стесняются – неловко, можно обидеть. Но привычку отдавать взятую вещь воспитывают в раннем детстве. Как и уважение к себе.

Тогда же прививают уважительное отношение к вещам и порядку вещей в доме. Эти качества очень помогают в любых условиях. Тогда человек не бросит свою вещь на произвол судьбы и не поступит плохо с чужой вещью.

Любая чужая вещь, появившаяся в доме, выявляется немедленно, и выясняется ее история. Взятое на время отдается хозяину, найденное лучше положить на место, а не дай бог украденное – вернуть обратно немедленно, дабы привычки к легкому способу наживы не возникло.

Любители тихо «заныкать» взятую вещь еще не воришки, но уже и не совсем честные люди. Помогите человеку не взять грех на душу.

Очень помогает завести тетрадь «взятого-отданного», потому что трудно все держать в памяти – кроме старческого склероза, взрослой замотанности, процветают еще память девичья и юношеская забывчивость...
Наша тетрадь за четыре года заполнилась только на одну страницу, и то лишь наполовину. Дело совсем не в том, чтобы вещи не двинулись с места, просто фиксация «прихода-выхода» так и не ведется на должном уровне. Но даже в этих куцых строчках уже видны невозвратные потери. Однако тетрадь по-прежнему лежит на своем месте и закона о записи пока никто не отменял. Причем, что странно, с этим законом никто не спорит. Значит, закон нужен, он дисциплинирует.
Поймите правильно, это не буквоедство. Это попытка приучить граждан семьи к самоконтролю в работе с вещами. А самоконтроль – он и в Африке самоконтроль.

Это ничего, что пульт от видеоплеера застрял в чужом доме более чем на год, – мы хотя бы знаем, где он. Ау, гитара! Где вы, ролики? Кто заныкал любимый «Понедельник» братьев Стругацких петрозаводского издательства еще доперестроечных времен на серой газетной бумаге и хорошим человеком подаренный? Вспомнить не могу – увы, не записано, знаю только, что своей рукой отдала...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"