Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Книги уходят в прошлое? Как бы не так!

Что читают тинэйджеры туманного Альбиона

“Тhe children’s reading choices project» – исследовательский проект, реализуемый в университете Ноттингема (Англия), социологическое изучение того, что читают дети. Цель проведенной работы – получение данных, позволяющих лучше понять феномен детской грамотности как проблему 1990-х годов.
Исследование базировалось на представительном опросе детей. Выборка включала 7976 детей в возрасте 10, 12 и 14 лет из 110 начальных (5–11 лет) и 59 средних (11–16/18 лет) школ. Данные опроса (он был проведен в 1994 г.) подверглись статистическому анализу. В дополнение к этому в июле 1995 г. с детьми, составлявшими чуть более 1% от выборки, проводились беседы-интервью, дополнявшие общую картину состояния детского чтения.
Из основных результатов этого исследования отметим следующие. Установлено, что если за последние 20 лет среднее число книг, которые читают мальчики в возрасте 10 лет, увеличилось, то для 12-летних оно не изменилось, а к 14 годам и вовсе уменьшилось. Для девочек же это число увеличилось – для возрастных групп в 10 и 12 лет и осталось неизменным – для 14-летних. Установлено также, что, по мере того как дети становятся старше, они читают больше периодических изданий. Журналы и газеты служат для них источником знаний, полезных сведений.
Интересно, что среднее число книг, прочтенных детьми за четыре недели, предшествовавшие опросу, – 2,52. Для сравнения – в 1971 г. оно было равно 2,40: дети в целом стали читать больше. Большинство детей читают регулярно, но наблюдается тенденция к сокращению времени на чтение по мере взросления. Девочки читают книги более регулярно, нежели мальчики. Отмечается, что дети менее обеспеченных родителей читают меньше, чем дети из материально благополучных групп.
Интересны сведения о наиболее популярных детских книгах. Из них явствует, что детская классика по-прежнему популярна. Дети читают «Алису в Стране чудес», «Оливера Твиста», «Остров сокровищ», «Дневник Анны Франк».
Очень небольшая часть ребят читают научно-популярные издания, но 78% из них – мальчики. Приключенческая и остросюжетная литература является наиболее привлекательным жанром для всех возрастов – как мальчиков, так и девочек. Однако если сравнивать 1994 и 1971 гг., то заметен некоторый спад интереса к этой литературе. Так, число детей, указавших в качестве любимого автора Ч.Диккенса, в 1971 г. составляло 158, а в 1994 г. – 28; соответственно для Р.Л.Стивенсона это соотношение таково: 120 и 3, для Конан Дойла – 45 и 9.
Журналы, комиксы, газеты популярны среди детей всех возрастов; 24% выборки регулярно читают пять или более периодических изданий.
В анкете фигурировал вопрос о том, как дети оценивают самих себя как читателей. Оказалось, более 59% из них думают, что они «хорошие или очень хорошие читатели». Наличие в семье читающих братьев или сестер более стимулирует детское чтение, чем образованные и постоянно читающие взрослые.
Для чтения книги и журналы чаще покупаются в газетных киосках, универсальных магазинах и супермаркетах, чем в книжных магазинах. Свыше 90% детей всех социальных групп сообщают, что они имеют собственные книги. Свыше 70% из них говорят, что берут книги в библиотеке. Дети, которые много читают, меньше смотрят телевизор. Однако связь между временем, проводимым за компьютером, и временем за книгой не установлена.
Результаты, полученные британскими исследователями, весьма примечательны своей валидностью. Они подтверждают взгляд, согласно которому СМИ и ПК не подавляют детское чтение. Интересно было бы сопоставить эту картину с тем, что наблюдается в России.

По материалам статьи Б.В.БИРЮКОВА,
Л.Г.БИРЮКОВОЙ, Н.Н.СМЕТАННИКОВОЙ
«О международной ассоциации чтения».
Человек Читающий: Homo Legens-2. М., 2000

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"