ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Книги уходят в прошлое? Как бы не так!
Что читают тинэйджеры туманного
Альбиона
“Тhe children’s reading choices project» – исследовательский
проект, реализуемый в университете Ноттингема
(Англия), социологическое изучение того, что
читают дети. Цель проведенной работы – получение
данных, позволяющих лучше понять феномен детской
грамотности как проблему 1990-х годов.
Исследование базировалось на представительном
опросе детей. Выборка включала 7976 детей в
возрасте 10, 12 и 14 лет из 110 начальных (5–11 лет) и 59
средних (11–16/18 лет) школ. Данные опроса (он был
проведен в 1994 г.) подверглись статистическому
анализу. В дополнение к этому в июле 1995 г. с
детьми, составлявшими чуть более 1% от выборки,
проводились беседы-интервью, дополнявшие общую
картину состояния детского чтения.
Из основных результатов этого исследования
отметим следующие. Установлено, что если за
последние 20 лет среднее число книг, которые
читают мальчики в возрасте 10 лет, увеличилось, то
для 12-летних оно не изменилось, а к 14 годам и вовсе
уменьшилось. Для девочек же это число
увеличилось – для возрастных групп в 10 и 12 лет и
осталось неизменным – для 14-летних. Установлено
также, что, по мере того как дети становятся
старше, они читают больше периодических изданий.
Журналы и газеты служат для них источником
знаний, полезных сведений.
Интересно, что среднее число книг, прочтенных
детьми за четыре недели, предшествовавшие
опросу, – 2,52. Для сравнения – в 1971 г. оно было
равно 2,40: дети в целом стали читать больше.
Большинство детей читают регулярно, но
наблюдается тенденция к сокращению времени на
чтение по мере взросления. Девочки читают книги
более регулярно, нежели мальчики. Отмечается, что
дети менее обеспеченных родителей читают меньше,
чем дети из материально благополучных групп.
Интересны сведения о наиболее популярных
детских книгах. Из них явствует, что детская
классика по-прежнему популярна. Дети читают
«Алису в Стране чудес», «Оливера Твиста», «Остров
сокровищ», «Дневник Анны Франк».
Очень небольшая часть ребят читают
научно-популярные издания, но 78% из них –
мальчики. Приключенческая и остросюжетная
литература является наиболее привлекательным
жанром для всех возрастов – как мальчиков, так и
девочек. Однако если сравнивать 1994 и 1971 гг., то
заметен некоторый спад интереса к этой
литературе. Так, число детей, указавших в
качестве любимого автора Ч.Диккенса, в 1971 г.
составляло 158, а в 1994 г. – 28; соответственно для
Р.Л.Стивенсона это соотношение таково: 120 и 3, для
Конан Дойла – 45 и 9.
Журналы, комиксы, газеты популярны среди детей
всех возрастов; 24% выборки регулярно читают пять
или более периодических изданий.
В анкете фигурировал вопрос о том, как дети
оценивают самих себя как читателей. Оказалось,
более 59% из них думают, что они «хорошие или очень
хорошие читатели». Наличие в семье читающих
братьев или сестер более стимулирует детское
чтение, чем образованные и постоянно читающие
взрослые.
Для чтения книги и журналы чаще покупаются в
газетных киосках, универсальных магазинах и
супермаркетах, чем в книжных магазинах. Свыше 90%
детей всех социальных групп сообщают, что они
имеют собственные книги. Свыше 70% из них говорят,
что берут книги в библиотеке. Дети, которые много
читают, меньше смотрят телевизор. Однако связь
между временем, проводимым за компьютером, и
временем за книгой не установлена.
Результаты, полученные британскими
исследователями, весьма примечательны своей
валидностью. Они подтверждают взгляд, согласно
которому СМИ и ПК не подавляют детское чтение.
Интересно было бы сопоставить эту картину с тем,
что наблюдается в России.
По материалам статьи Б.В.БИРЮКОВА,
Л.Г.БИРЮКОВОЙ, Н.Н.СМЕТАННИКОВОЙ
«О международной ассоциации чтения».
Человек Читающий: Homo Legens-2. М., 2000
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|