Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
США

Рон МИЛЛЕР

Учитель для новой эпохи

Основой его профессионализма будет умение не учить, а учиться

Хотим мы того или нет, модернизация школы означает и реформу системы обучения школьных учителей. Мы говорим и пишем об этом постоянно. И каждый раз рассматриваем множество предложений: о том, например, не стоит ли организовывать специальные интернатуры, где новички-учителя работали бы вместе с опытными мастерами; или о том, как превратить хотя бы некоторые инновационные школы в Центры практической переподготовки учителей. Но что бы мы ни придумывали, как бы глобально ни пытались судить о ситуации в образовании, нам
по-прежнему трудно выйти за рамки представлений индустриальной эпохи. Мы все еще ищем способы готовить детей к жизни во сверхмощных государствах с их бесконечными экономическими, политическими и военными распрями и видим именно в этом смысл школьного образования. Но годы неумолимо бегут вперед и буквально требуют от нас иных подходов. Наступает время говорить о совершенно иной роли образования, о становлении его экологической сути, то есть о развитии человеческих способностей именно ради самого человека. Но что такой подход означает в смысле принципиальных изменений в профессии учителя, педагога?

Итак, каким нам видится педагог завтрашнего дня, что он должен профессионально знать и уметь? Наверное, к учительской профессии мы будем относиться как к искусству, а не как к специальному знанию, считать ее призванием, а не профессией. Программа подготовки педагога будет включать в себя прежде всего совершенствование его восприимчивости, творчества, непосредственности, ответственности за своих учеников и в то же время сострадания, благоговения и умения удивляться. То есть главным профессиональным навыком педагога станет умение сосредотачиваться именно на человеческих взаимоотношениях с детьми. Кроме того, новая программа подготовки учителей поможет развитию глубокого понимания и уважения к уникальности раскрытия человеческой личности. В этой связи, видимо, нам придется пересмотреть значение основ образования в целом – социальных, культурных, философских его аспектов. Новая программа обучения учителей будет знакомить с широким набором теорий и различных подходов к воспитанию детей. И в то же время учитель останется предметником, то есть получит прочную интеллектуальную и научную подготовку. Это означает, что профессиональным для педагога будет считаться критическое, гибкое и творческое мышление, способность исследовать, систематизировать и находить применение различным интеллектуальным ресурсам.
В наступающем информационном веке слишком много меняющейся информации, которой педагогу приходится овладевать, а часто и просто запоминать. Поэтому для учителей, как и для учеников, важно уметь не только учить, но и учиться в любой ситуации. Педагог ХХI века не авторитарен, он далеко не всегда знает правильные ответы на вопросы своих учеников. Но он прежде всего исследователь детской жизни. И, как все исследователи, любознателен, настойчив, готов идти на риск и отбросить устаревшие взгляды в поисках истины.
Разумеется, новый подход к обучению учителей сам по себе не изменит нашу школу. Образование относится к области культуры, и даже обладая новыми навыками и идеалами, учителя столкнутся с сопротивлением системы, которая все еще остается в рамках индустриальных, механистических взглядов. Тем не менее целостная модель учительского обучения – центральный и решающий элемент грядущих изменений в образовании. Приглашаю всех читателей, которые связаны с педагогическими институтами, работать над капитальным пересмотром их программ. Потому что время маленьких изменений в системе образования прошло.

Перевод с английского
Натальи ОКТЯБРЕВОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"