Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

О целях образования квакеров (общества друзей) – христианской общины, основанной в Англии в середине XVII века

Наверное, взрослые всего мира независимо от страны, в которой живут, и от своей профессии мечтают воспитать детей образованными людьми. Еще не появился малыш на свет, а родители уже мечтают, каким они его вырастят. Конечно, хочется воспитать глубокого, самостоятельного человека, чтобы он много знал, умел и хорошо работал. И в то же время хочется, чтобы был он легким в общении и дома, и в компании друзей, и на производстве. Совместимы ли эти цели? Реально ли выполнить их за одну человеческую жизнь? Как часто мы остаемся недовольными результатом! Как часто образование, ставящее целью воспитать функционально полезного члена общества, приходит в противоречие с вниманием к его индивидуальности, с терпением к естественному взрослению! А ведь учителю, замотанному ежедневной суетой школьной жизни, и выбрать-то некогда. Проще задать, проверить и отчитаться. Педагог, сосредоточенный на духовной сущности образования, почти всегда теряет в отработке у детей учебных навыков и принятых
в государстве образовательных стандартов. И все-таки мы, учителя, пусть порой неосознанно, но делаем свой выбор, и неплохо бы представлять его последствия.
В сегодняшнем мире действуют системы, удовлетворяющие потребностям большинства, и образовательная система не исключение. Ее цели и задачи на общем уровне формулируются так, чтобы соответствовать духу времени, чтобы подходить для всех. Но именно из-за этого система становится безликой и прагматичной, в ней нет места человеческим отношениям, нет места личности. Личностный подход к образованию, внимание к духовному миру ученика, желание развить его индивидуальность проявляются совсем на другом уровне. И, как правило, этот подход противостоит системе. Но это вовсе не разные педагогические методы и не разные образовательные традиции. Противостояние это имеет те же корни, что и любое противостояние личности и общества, в котором все общепринятое оказывается злейшим врагом самостоятельности и духовного поиска. Вот почему два примера образовательных целей, которые мы приведем ниже, в полной мере относятся не к педагогической идеологии, а к тем жизненным целям и принципам, которые выбирает человек. На уровне системы, “большого” общества эти цели всегда банальны и прагматичны, на уровне малых обществ людей, противостоящих общепринятым взглядам, цели эти, по крайней мере поначалу, гораздо ближе природе человека и его духовным потребностям. Секта квакеров, возникшая в XVII веке, противостояла лицемерию и религиозному конформизму, захлестнувшему Англию тех времен, и отсюда естественно вытекают образовательные цели квакерских школ. А государственная система образования в Америке как раз наоборот стремится примирить интересы разных слоев общества, уравнять все возможности, сориентировать человека на успешную и выгодную для себя и для других жизнь. И отсюда – соответствующие образовательные задачи. Вы легко убедитесь, что задачи эти совершенно разного плана – настолько разного, что даже не противоречат друг другу. Просто одни люди обращают внимание на одно, а другие – на другое. Но педагогика строится именно из этих фокусных точек, в которых содержится ответ на вопрос: “Зачем мы учим?” Который в свою очередь всегда является лишь частным случаем вечного вопроса: “Зачем и ради чего мы живем на свете?”

Задача Школы Друзей (так называются квакерские школы) – дать человеку возможность найти правду для себя и через себя – для других. Можно сказать, стать себе самому «внутренним учителем». Школа, считают квакеры, прежде всего призвана поддерживать достоинство своих учеников. Каждого ребенка холят и лелеют, вне зависимости от его способностей, поощряют к сотрудничеству. Педагог стремится выработать привычку к согласованию принимаемых решений с другими взрослыми и детьми, к творчеству, к принятию нового. Дети участвуют в различных проектных работах, соответствующих возрасту и позволяющих соединить школу и все общество. Главное внимание уделяется не выработке технических навыков, а формированию собственной позиции и созданию особой атмосферы сопереживания и взаимной поддержки.

Вот шесть основных целей квакерской Школы Друзей.

1. Учителя стремятся соответствовать высоким духовным критериям и обращаются к лучшему в своих учениках. Дети отвечают на ожидания взрослых («эффект Пигмалиона»).

2. Поощрение самодисциплины ума и тела. В Школе широко используются релаксационные упражнения, йога, ушу, танцы, различные формы музыкального движения.

3. Развитие воображения, рефлексии и интуиции. Ребенок имеет право на собственные внутренние изменения, и лавина информации извне не должна мешать этому процессу. Когда ребенок открыт для мира, он в равной степени открыт и для хорошего, и для дурного. Но, понимая это, ребенок может избежать опасности, вырабатывая в себе терпение, дисциплину, уравновешенность.

4. Школа поощряет сотрудничество учеников и учителей, когда каждый способствует развитию другого. Слишком много ненужных усилий может быть потрачено учениками на конкуренцию, если они будут заботиться лишь о своем интеллектуальном продвижении. Школа Друзей поддерживает дух взаимного уважения, сочувствия и терпения. Здесь считается, что образование – совместная работа без традиционного разделения на тех, кто учит, и тех, кто учится. Когда человек хочет и может объединиться с другими в классе, образование превращается в опыт преобразования.

5. Приветствуется соединение знания с опытом и практикой. Только объединив интеллектуальное, эмоциональное, физическое, социальное и профессиональное, мы сможем успешно осуществить процесс образования.

6. Учителя воспитывают в учениках систему ценностей, основываясь не на особых технологиях, а на человеческой честности, ответственности и гражданском мужестве. Они готовят ученика не к успешному прохождению тестирования его знаний или спортивным победам, а к достойной жизни в современном мире.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"