Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

“За” и “против” моей профессии

Страничка из дневника канадской учительницы Лоры Стенхейм

У меня проблема. Я надеюсь решить ее, пока пишу статью. На днях моим ученикам предложили высказать доводы “за” и “против” выбора учительской профессии. Ребята подошли ко мне с вопросами. Не знаю, что им сказать. Конечно, я ни на чем не буду настаивать, пусть решают сами.
Вероятно, кто-то напишет в графе «за» про счастье видеть горящие глаза учеников. Сказать ли им, что этот «огонь в глазах» оказался недостаточно силен (или недостаточно часто появлялся), чтобы удержать в классе мою племянницу, ставшую учительницей и проработавшую в школе меньше года?
Я также знаю, что в графе «против» большинство напишет о низкой зарплате. Сказать ли им, что ни высокая квалификация, ни большой педагогический стаж не изменят существенно их материальное положение? Нужно ли объяснять, как трудно было для меня придумывать каждый год, где достать денег для внесения платы за обучение в колледже моих сыновей? Надо ли рассказывать, что та самая племянница работает теперь няней у одного прелестного трехлетнего малыша и после веселого дня отправляется ужинать в ресторан, поскольку получает в несколько раз больше, чем я? Говорить ли, что ее не оставляет при этом странное чувство вины, потому что, бросив учительство, она не перестала любить свою профессию?
Скорее всего в графе «за» ребята напишут про короткий рабочий день и большой отпуск. Сказать ли, что все учителя работают еще много часов по вечерам, в выходные, готовясь к урокам, а в каникулы нередко сами отправляются учиться тому, как лучше учить своих подопечных? Признаться ли, что вчера я сама пять часов просидела, обдумывая сегодняшнее занятие и проверяя тетради? Я хочу знать, какую часть правды я могу открыть, чтобы не оттолкнуть молодых талантливых ребят от педагогики.
Рассказывать ли, как ужасно, когда ученик, только-только начавший двигаться вперед, вдруг сообщает, что не уверен, будет ли он ходить в школу, ему некогда? Он, возможно, уже и дома не бывает…
Конечно, мне ясно, что на все свои вопросы я должна ответить «да». Я должна рассказать все своим ученикам, которых успела полюбить. Я буду рада, если кто-то выберет себе профессию учителя и захочет повторить все то чудесное, что подарили ему собственные педагоги, захочет помочь новым детям избежать школьных проблем, с которыми сталкивался сам. Я хочу только, чтобы они приняли верное для себя решение, потому что нет ничего хуже учителя, не любящего свою профессию. Уверена ли я, что они ясно представляют себе бесконечные часы работы даже без перерыва на чай, совершенно невозможных родителей?..
Я также хочу, чтобы они знали, что хорошему педагогу всегда интересно работать, потому что все дети – удивительно интересные и с ними всегда можно творить и придумывать новое. Правда, когда устаю, я сомневаюсь, что делаю что-то по-настоящему важное...

Перевод с английского
Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"