Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
АВСТРИЯ

Тобиас РИХТЕР,
вальдорфский педагог

Подвижная лестница взросления

Основания учебных программ вальдорфских школ

Как в западных школах создается программа школьного образования? Является ли она основным руководством для работы учителя и критерием компетентности ученика? И, скажем жестче, можно ли в европейской школе учить детей без программ?

Вальдорфские школы существуют во всем мире уже восемьдесят лет. Но учебные программы этих школ были составлены недавно. Мы считаем, что идеальная учебная программа должна быть ориентирована на меняющуюся картину формирующегося человека на различных возрастных этапах.
Идеальная учебная программа одновременно и противостоит действительности, и приспосабливается к ней. К действительности мы относим многое. Например, индивидуальность учителя, который стоит перед классом. Сам класс с неповторимостью каждого отдельного ученика. Историческое время и конкретное место на Земле, где находится школа.
Вся эта действительность изменяет идеальную учебную программу, а поэтому задача воспитания подрастающего человека может быть решена, только если ей будет внутренне присуща подвижность и пластичность.
В девяностые годы группа австрийских учителей создала для Министерства образования “Учебную программу вальдорфских школ”. По характеру эта программа примерная, то есть не обязательна в деталях. В ее основании лежит педагогически ориентированная антропософия.
Вальдорфские учителя видят школу как педагогически сформированное пространство и свое учительское назначение – как сознательную целостную поддержку подрастающего человека в его учебе, творчестве и личностном взрослении.
Наша учебная программа позволяет строить процесс образования не только на достижении конкретных результатов и их ближайших последствиях. Мы продумываем “дальнодействие” текущих ее элементов, чтобы освоенное ребенком могло в дальнейшем созревать и совершенствоваться. Учебный материал позднее, в новом контексте, обеспечивает рост новых перспектив развития ребенка.
Если вальдорфская школа стремится быть живой и современной, то учителя ее сами постоянно развивают учебные программы. Учитель может в связи с требованием времени предпочесть новое содержание учебного материала старому, придерживаясь при этом цели преподавания, или же сознательно отказаться от нового. Учителю приходится проявлять мужество, делая свой выбор согласно педагогическим требованиям. Он не имеет права жестко определенным содержанием и количеством материала ставить под угрозу свободную волю ребенка к учебе, радость познания, любознательность, исследовательское отношение к миру и способность удивляться.
Выбор содержания предмета в учебной программе обязательно подвергается выяснению, какие темы действительно являются общечеловеческими, общезначимыми. Например, переход от картины мира Птолемея к картине мира Коперника, мотив “Фауста” как реальное выражение мучительной борьбы человека на пути познания.
Так возникают очертания учебной программы, которая на самом деле подвижна, допускает выход за свои пределы и может быть расширена и осовременена.
Вальдорфская педагогика носит проходящий через все преподавание внеконфессиональный христианский характер. Эта область приобрела сегодня дополнительное значение. Равнодушие, разрушение норм, свобода от ценностей – это сегодняшний день. Будущее же за людьми, которые учатся ориентироваться, признавая внутреннюю ценность мира и человека. Это требует самостоятельности и способности иметь собственное суждение. Чтобы не поддаваться негативным влияниям, а противостоять им, требуется активность, а не сухие знания. Конечно, “бегство от Земли легче, чем одухотворение Земли”. В этом смысле учебная вальдорфская программа по своей сути христианская и направлена на воспитание у учеников в первую очередь трех качеств: внимания, любви и прилежания. Учебная программа направлена на то, чтобы эти качества развить и связать друг с другом. Тогда у находящегося в процессе становления человека прибавляется сил и возможностей для выполнения его жизненных задач.

Перевод с немецкого
Владимира Загвоздкина

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"