Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!

Игорь КИМ

Права есть.
Но только на словах...

Кто поможет детям-инвалидам преодолеть школьный барьер?

На минувшей неделе в Москве прошел слет «Подготовка новых лидеров: отстаивание прав инвалидов». Этот форум, на который собрались инвалиды из 25 городов России, остался почти не замеченным прессой. Между тем его можно считать знаковым событием.
Слет показал, что люди с ограниченными физическими возможностями хотят и умеют отстаивать свое право стать полноценными членами общества.

Мало кто из россиян знает, что самую популярную в мире детскую игрушку – куклу Барби создатели снабдили не только собственным домом, автомобилями, гардеробом и красавчиком-женихом с культовым ныне именем Дэн. Все это можно купить в наших магазинах. Но сколько ни ищите, вы не найдете там одного из комплектов куклы – Барби на инвалидной коляске. Не пользуется спросом: соотечественники стараются оградить своих детей от чужих, даже игрушечных недугов и бед. Сей вроде бы случайный факт наглядно демонстрирует отношение нашего общества к инвалидам в целом. Подобные примеры и мысли звучали практически в каждом выступлении участников слета.
Сегодня право на образование для инвалидов существует лишь номинально, поскольку механизмы его реализации не разработаны и законодательно не закреплены. Во всяком случае, в надлежащей форме. Действующее законодательство скорее декларирует это право, не объясняя, как оно должно осуществляться (это вполне согласуется с ноябрьским выступлением в Госдуме уполномоченного по правам человека в РФ Олега Миронова, заявившего: в России до сих пор нет государственной политики предоставления инвалидам равных с другими гражданами возможностей).
Говоря о школьном образовании детей-инвалидов, обычно подразумевают обучение в специализированных заведениях, которые, впрочем, в их нынешнем состоянии все равно не справляются со своей задачей. Об интегрированном образовании говорить пока рано. В России нет ни одного общеобразовательного заведения или вуза, за исключением иркутской школы № 30 (здесь существуют все необходимые пандусы, распашные двери и т.д), физически доступного для инвалидов. И абсолютно упускается из поля зрения «надомная» форма обучения вполне благополучных в социальном плане детей с проблемным здоровьем.
Ребята и девушки из Ухты, Тюмени, Москвы говорили об одном: если ты инвалид, ты не получишь нормального школьного аттестата, будь ты хоть семи пядей во лбу. Да и возможно ли это, если учителя, выкроив свободное «окно», приходят к инвалидам всего на 10–12 часов в месяц. Какой объем знаний можно получить в ходе десятка ежемесячных уроков? Большинство детей, рассчитывающих продолжить образование, вынуждены выбирать лишь самые необходимые предметы и все свои силы тратить только на их изучение, большей частью самостоятельное. Как результат в выпускном аттестате инвалидов числится только 5–6 предметов.
Хотя и вполне приличный аттестат ничего еще не гарантирует. Практика показывает, что российские вузы предпочитают игнорировать таких абитуриентов. Скажем, москвичу Павлу Обиуху (ныне студенту Московского государственного социального университета) в двух вузах просто отказали в приеме документов. Без объяснения причин. Поэтому наиболее дальновидные старшеклассники и их родители начинают обивать пороги деканатов задолго до последнего звонка.
Из-за отсутствия законодательной базы 600 тысяч детей заранее обречены остаться образовательными изгоями. Если учесть, что за последние десять лет их число выросло в 4 раза, совсем скоро в нашей стране может возникнуть целый класс людей, которым не остается ничего иного, как «клеить картонки, мычать на баяне»...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"