Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
СТРАНИЧКА ВАСИЛИЯ КОЛЬЧЕНКО

Хорошо учитъ без компъютера можно.
Без учителя – нелъзя

В. КольченкоКакую роль в американских школах играют компьютеры и Интернет?
– И то и другое есть в большинстве американских школ, но это мало кого удовлетворяет. Говорят, например, что компьютеров все равно не хватает, что они старые, что учителя их недостаточно используют, а многие учебные компьютерные программы примитивны.
Эти упреки часто справедливы и хорошо нам знакомы. Заманчивые обещания школьной компьютеризации не спешат исполняться, хотя без компьютерной техники школу уже представить трудно.
Есть ли эта техника в США в каждом классе? В большинстве классов ее нет. Зато повсюду стоят классные доски. Обычная доска пока успешно конкурирует с компьютерным экраном. Она дешевле, ее труднее сломать, и на ней не появятся разные соблазнительные картинки и развлечения, которые легко найти в Интернете.
В школе обычно есть несколько классов, где на каждом столе стоит компьютер. За техникой следят: чтобы не украли, чтобы не сломали и чтобы не тратили время на пустые игры. Случается, что компьютерами пользуются редко или вообще не пользуются. Так и у нас бывает: купили и поставили для красы – показывать проверяющим. Пока собрались взяться за дело, машины устарели. Пора покупать новые.
Однако это все же исключение, а не правило. Разумеется, в американских школах гораздо больше компьютеров, чем в наших, они новее, чаще используются и приносят намного больше пользы. Где они есть наверняка, так это в кабинетах у директора, его заместителей и секретарей. Имеются они и в учительских.
Для учителя это клад. Все что угодно можно тут же распечатать, найти в Интернете и сохранить в компьютерной памяти. Впрочем, почти у всех педагогов есть компьютер дома, и засиживаться на работе они не привыкли.
Есть и такие школы, где компьютеризирован каждый класс. Есть целые районы, где каждому ученику бесплатно выдают компьютерную «записную книжку». Эту портативную машинку можно носить с собой на уроки, использовать вместо тетради и учебника, подключать к Интернету.
Но важнее другое. Большинство американских семей имеют дома хотя бы один компьютер, и дети вырастают в постоянном общении с этой электронной нянькой, играя в компьютерные игры и кочуя по сетевому лабиринту. Для них заглянуть в Интернет – все равно что для предыдущего поколения включить радио или телевизор.
Поэтому и в учебе они охотно пользуются этими навыками. Предпочитают не от руки писать сочинение-эссе, а набрать на компьютере и отпечатать на принтере. Не плакаты рисовать для презентации на уроке, а подобрать компьютерные слайды. Не в библиотеку сходить, где нужной книги может и не оказаться, а сразу отправиться в путешествие по всемирной Сети, где обнаруживается обратная проблема – чрезмерное обилие информации.
Теперь школьники часто идут в местные библиотеки не ради книг, а ради Интернета. В библиотеке рядом с моим домом стоит десятка два компьютеров, подсоединенных к Сети, и свободных мест там, как правило, нет. Люди записываются в очередь, чтобы бесплатно поработать в Интернете в течение тридцати минут.
Полезна электронная связь учителей с учениками и их родителями. На первых же занятиях у меня обычно спрашивают о моем адресе (e-mail). Пишу его на доске. Предупреждаю, чтобы не ждали моментального ответа. Ученики редко злоупотребляют круглосуточным доступом к преподавателю. Иногда они просто извиняются за пропуск занятия, просят об отсрочке для своего учебного проекта, уточняют детали домашнего задания.
Порой приходят исповедальные истории, о которых легче написать, чем рассказать. В этом году студентка описала мне свои семейные неурядицы. В отчаянной записке студент сообщил, что попал в тюрьму. Авторы этих писем надеются найти у педагога понимание, сочувствие, а помогает им в этом бездушная машина.
Дневников у американских школьников нет, и общение с родителями идет с помощью записок. Электронная почта куда проще, быстрее и надежнее. Учитель нажал на кнопку, и серия записок полетела по родительским адресам.
Так родители могут узнать об успехах своих детей, о работе в классе, о приглашении на собрание. Они могут и сами задать вопрос педагогу или поделиться своими проблемами.
Дальше – больше. Учитель может разослать домашнее задание по электронной почте и попросить вернуть его таким же образом. Он может поместить в Интернете образцы заданий, чтобы ученики работали самостоятельно. Можно наладить групповое обсуждение задач. Каждый его участник сидит дома у компьютерного экрана.
Можно, но нужно ли? Первая волна энтузиазма по поводу дистанционного образования в Америке схлынула. Обучение, при котором учитель и ученики общаются исключительно через компьютер, проверено практикой последних лет, оно достаточно эффективно, но годится, видимо, лишь для небольшого числа людей с сильной мотивацией и хорошими способностями.
В американских вузах такие виртуальные классы заняли свою небольшую, четко очерченную нишу. Школьники, которые занимаются дома, составляют в Америке не больше двух процентов от общего числа учеников. Они часто обращаются к Интернету, словно к всезнающему электронному тьютору, но в обычных классах компьютер еще не прижился. Общение учителя с учеником по-прежнему идет на фоне классной доски, лицом к лицу.
Случайно ли это? Что важнее для ребенка – доступность информации или душевная поддержка учителя? Компьютерный тренаж или человеческое общение? В будущем одно поможет другому, и компьютер станет привычной частью учебной среды. Но стоит запомнить: хорошо учить без компьютера можно. Без учителя – нельзя.

Василий Кольченко

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru