Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Как рождается образовательная программа?

ДИРЕКТОР ГИМНАЗИИ АЛЕКСАНДР ГАЛИЦКИХ С “КОРОЛЕВАМИ ГИМНАЗИИ”

Она создается в совместной работе детей, родителей и учителей. Но для этого педагогу нужно сделать самый трудный шаг: признать их равноправными партнерами

В ноябре этого года на базе Вятской гуманитарной гимназии (город Киров) прошла научно-практическая конференция “Образовательная программа современной гимназии”. На ней обсуждались пути развития образовательных учреждений, способы трансляции накопленного опыта, возможность проектирования образовательных программ в отдельных школах. Гостями и участниками конференции были не только педагоги Кирова и Кировской области, их коллеги из разных уголков России, ученые, но и представители власти. Среди них – губернатор, председатель правительства Кировской области В.Н.Сергеенков (он же является почетным попечителем данной гимназии), В.Н.Пугач – главный федеральный инспектор аппарата Полномочного представителя РФ по Кировской области и многие другие.
Удивительная атмосфера царила на конференции – вдруг стала реально ощущаться возможность взаимодействия школы, системы высшего образования, академической науки и разнообразных ветвей власти. С первых минут работы стало понятно, почему именно этот город стал победителем конкурса на звание культурной столицы Приволжского федерального округа: там проблемы образования решают сообща, и именно это единение всех слоев общества дает шанс приобщиться к культуре. Решать проблемы школы вовсе не означает безропотно соглашаться со всеми требованиями и нововведениями. Так, выступление В.К.Бацына, заместителя начальника Управления региональной образовательной политики Министерства образования, на пленарном заседании вызвало много вопросов, споров, но для всех это означало не борьбу друг с другом, а начало продуктивного диалога.
Почему такая серьезная конференция проходила на базе одной из российских школ? С 1999 года Вятская гуманитарная гимназия (ВГГ) является Федеральной экспериментальной площадкой, а со следующего года становится центром повышения квалификации педагогов и руководителей образования (наряду с другими инновационными школами России) по теме “Проектирование образовательной программы современной гимназии”. Чему же и как будут учить работников просвещения в этой гимназии? Почему именно она получила такое право – учить других? Чем эта работа будет отличаться от привычных курсов повышения квалификации? Эти вопросы также обсуждались на конференции. Сложные вопросы, не имеющие однозначных ответов. На взгляд одного из гостей конференции, именно отсутствие единственно возможных решений отличает ВГГ от многих других общеобразовательных учреждений. Возможно, именно этим сильна данная гимназия, и именно поиску своих решений, а не готовым чужим ответам будут учить там тех, кто приедет на стажировку. Правда, слово «учить» здесь тоже не совсем подходит. Скорее там будут просто делиться опытом своего поиска образовательной программы и помогать другим пройти свой, неповторимый путь.

Студентов педагогических вузов учат никогда не задавать вопроса, ответ на который заранее не известен. На первый взгляд безобидное правило может стать той стеной, которая отделяет учителя от окружающего мира. Ведь в обществе, напротив, считается неэтичным задавать вопросы, заранее зная на них ответы (если, конечно, это не игра в загадки). Недавно в переписке между учителями свободных демократических школ подняли такой вопрос: имеет ли учитель право на ошибку? Всех поразила точность одного ответа, сформулированного во встречном вопросе: а имеет ли учитель право быть всегда правым? Право на правоту – кто дал его педагогам, стоит ли его ставить в центре образования и что произойдет, если акцент сделать на праве на ошибку? На примере Вятской гуманитарной гимназии попробую показать, что школа сотрудничества начинается с умения педагогов учиться: не останавливаясь, не стесняясь своего незнания, разделяя его с коллегами, учениками и их родителями. С отказа на право быть во всем правыми, с принятия права учителя на ошибку.
Каждая школа хочет видеть своих выпускников умными, интеллигентными людьми. Научить тех, кто учится без проблем и с интересом, – дело нехитрое. Вопрос в том, как научить всех и не только дать им знания (сегодня многие понимают, что набор знаний отнюдь не является единственным и обязательным признаком образованности и интеллигентности), но и умение уважительно общаться с людьми, рисковать и терпеть поражения и победы. На мой взгляд, истинно интеллигентного и духовного человека наиболее точно описал Редьярд Киплинг в стихотворении “Если” – помните?

О, если ты спокоен, не растерян,
когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
когда в тебя не верит лучший друг...
...И если можешь быть в толпе –
собою, при короле с народом связь хранить,
И, уважая мнение любое, главы
перед молвою не клонить...

Воспитать такого человека гораздо сложнее, чем передать сумму знаний умеющим учиться детям. Но именно об этом всегда мечтали настоящие учителя, и не важно, называлось их учебное заведение школой, лицеем или гимназией. Важно, какие способы для этого были найдены, какие проблемы при этом появлялись, какие решения находил педагогический коллектив, как объяснял другим особенности своей работы. Первой школой в Кировской области, получившей в 1991 году статус гимназии, стала общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением английского языка, впоследствии переименованная в Вятскую гуманитарную гимназию. Но ее коллектив не остановился лишь на принятии нового статуса, встав на сложный путь поиска нового педагогического процесса, позволяющего возродить глубинные положительные основы русской гимназии:
– высокую степень толерантности педагогических принципов, личной профессиональной свободы учителей и учеников;
– институт “наставничества”, личностной педагогики;
– ценностный аспект образования;
– гармоничности;
– отказ от идеи формирования человека в пользу развития человека рефлектирующего, с открытой образовательной траекторией.
Но учителям нельзя приказать стать толерантными, детям – рефлектировать, а родителям все это терпеть (вдруг, при всей гармоничности новой школы-гимназии, знаний недодадут?!). Директор гимназии Александр Галицких считает, что главным в их работе, приводящей к желаемым результатам, является “совместное проектирование образовательной программы гимназии”. Все участники образовательного процесса с некоторой периодичностью обсуждают и проектируют следующие, совместные и индивидуальные, шаги.
Зачем? Многим понятно, что обсудить индивидуальный план ребенка нужно, чтобы помочь ему, но зачем обсуждать педагогические проблемы с детьми? Ведь они ничем помочь не смогут! Такие же сомнения были у коллектива гимназии в самом начале работы по проектированию. Самое интересное, что против были не только многие учителя, но и дети – мол, зачем им знать педагогические тонкости, это дело взрослых – научить, а их дело – научиться! Но проектировали вместе, несмотря на сомнения, и с течением времени стали “единоверцами”: все в гимназии начали ценить такую совместную работу. Чем же она важна?
Она дает учителям право на ошибку и лишает права всегда быть правыми. Нельзя же всерьез проектировать что-то вместе (начиная со школьных и классных праздников, заканчивая учебными программами по предметам и индивидуальными планами учеников и учителей), если одни заранее знают, как нужно, а другие только пытаются об этом догадаться. Дети сразу поняли бы эту игру, и никакими силами от них нельзя было бы добиться их собственного мнения. Многие учителя используют этот прием во внеурочной деятельности, но, к сожалению, не часто осознают его эффективность и значимость.
В Вятской гимназии на уроке учитель задает вопросы, начинающиеся, как присказкой, словами: “Как вы думаете?” Ребята отвечают искренне, не скрывая своих мыслей, порой не соответствующих общепринятому пониманию данной проблемы. Вдруг учитель, выслушав разные мнения, констатирует, кто “правильно” мыслил, а кто – нет. Спрашиваю, зачем это делалось, а в ответ: “Я же тоже могу высказать свою точку зрения”. Да, но его слова не были точкой зрения, это было скорее подведением итогов под планку “правильно – неправильно”. Но сомнения гложут: если бы это было так, дети на втором же уроке перестали бы делиться своими мыслями. Значит, что-то важное осталось вне поля зрения гостя, пришедшего случайно и включившегося в сложную систему на несколько десятков минут. Оказалось, что этот же учитель является освобожденным воспитателем данного класса, постоянно работает совместно с детьми в проектном режиме, обсуждает на равных удачи и неуспехи. Вот и ответ: значит, в другом пространстве, во внеурочном, учитель доказал, что не имеет права быть всегда правым. Доказал раз и навсегда, после чего дополнительных слов в виде: “Это лишь мое мнение” – ему не нужно произносить, всем детям это и так ясно.

Как невозможно приучить ребенка к порядку лишь уговорами и наставлениями, так несомневающийся учитель никогда не научит своих учеников учиться. А учебу учителей организует... директор школы, сам показывая, что учится постоянно. Такая простая и сложная цепочка ошибок, поисков, сомнений, находок... Причем именно от способа самообразования директора, оказывается, зависит очень многое. Директор ВВГ любит знакомиться с большим количеством новых людей (ученых, педагогов, директоров школ), “вытягивать” из них опыт и информацию и потом брать ровно столько, сколько нужно для обогащения собственной педагогической практики. Александр Галицких никогда не брал чей-то метод или идею и не пробовал ее воплотить у себя в школе. Он придумывал свое, используя нужную ему информацию.
Подобный способ образования педагогического коллектива организовал Александр Галицких и у себя в гимназии. Учителя много ездят, знакомятся с различными инновациями. Часто гостями школы становятся люди, с которыми познакомился директор или кто-то из команды, чей опыт показался интересным и значимым. На “учебу”, точнее на встречу с новым, идут только те учителя, кому это интересно. Как правило, найдя для себя новое, они приносят его своим друзьям-коллегам, делятся впечатлениями, обсуждают. А потом... нет, не используют или апробируют. Они просто становятся после каждого такого общения немного другими, и их собственные образовательные программы немного изменяются.
Вот держу в руках образовательную программу повышения квалификации на базе ВГГ по теме “Проектирование образовательной программы современной гимназии” (повторяющиеся термины, но никуда не денешься, такова цена попытки единообразить неповторимое) и думаю: чем же будет отличаться именно этот центр от остальных? Хорошие учителя – хорошие дети – хорошие традиции – хороший директор. Разве эту ситуацию можно транслировать на другие образовательные учреждения? Нет! Никогда! Вятская гуманитарная гимназия построила свое трехлетнее исследование на проектировании собственной образовательной программы. Насколько правомерно обучать своих коллег “Проектированию образовательной программы современной гимназии”? Президент Общественного института развития школы, руководитель Центра при Национальном фонде подготовки кадров, член-корреспондент РАО Олег Ермолаевич Лебедев так ответил на этот вопрос:
– Я уверен, что индивидуальный опыт тиражировать нельзя. Реально транслировать лишь способ формирования образовательной программы, которую создает конкретный коллектив. Она показывает пути индивидуализации образования применительно к условиям каждого конкретного учебного заведения. Если Вятская гуманитарная гимназия будет транслировать способ деятельности, а не ее результаты, то это может быть эффективно и интересно. Само обучение на базе ФЭП должно быть не передачей информации, а подготовкой экспертов, которые способны оценить предъявляемый опыт, понять, каков риск, оценить положительные стороны проекта, суметь соотнести всю полученную информацию с собственным опытом. Тогда могут появиться новые идеи, проекты.
Да на этой площадке и не будут никого учить! Здесь предоставят шанс приобщиться к сотрудничеству и увидеть, как вместе с учениками учится весь коллектив гимназии. Покажут не только свои победы, но и проблемы. Примут и обсудят чужие идеи. И когда у тех, кто приедет учиться, появятся свои – сначала проблемы, потом проектные ходы, помогут их сформулировать и начать воплощать в жизнь. Так что если кому хочется поехать учиться, чтобы открыть нечто новое самому, вас ждут в Вятской гуманитарной гимназии.

Фото из архива школы

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru