Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Александр АДАМСКИЙ

Школа подсказывает темы

Три сюжета из записной книжки

За последний месяц после Белгорода, Омска и Тюмени пришлось побывать в Красноярске и Якутске.
За время путешествий в компьютере набралось столько тем и записей встреч, что вряд ли удастся описать в газете даже десятую часть. И я решил написать заметку из коротких описаний тех тем, которые появились в дороге.
Ведь иногда самые свежие впечатления – самые точные.

Нужен мораторий на втягивание школ в выборы

Об одном красноярском семинаре, посвященном молодежной политике, наша газета уже писала, а после обсуждения молодежной политики мы провели два дня с авторами инновационных проектов и день с попечителями. Красноярск весь погружен в выборы в Законодательное собрание края.
Школы тоже становятся жертвами политической напряженности, время от времени то та, то другая политические силы пытаются «строить образование под себя», но уже не так натурально и грубо, как это было раньше, но все равно – никакого моратория на насильное вовлечение школ и учителей в избирательный процесс.
Из Красноярска я перелетел в Якутск – а там предвыборная атмосфера еще напряженнее. Все знают, что местный президент отчаянно борется со своими конкурентами, к тому же министр образования – тоже в списке кандидатов.
И все же три сотни педагогов со всей республики собрались на учебно-экспертный семинар и несколько дней подряд обсуждали проекты и слушали лекции.
Богатство идей и проектов – поразительное. Александр Лобок, знаменитый автор системы вероятностного образования, член эвриканской команды, работавшей в Якутии, буквально «провалился» в материал: Якутия, особенно сельская школа, вовлечена не только в политические баталии, их как раз на эвриканском семинаре не чувствовалось, но прежде всего – в мощный духовный процесс выращивания образовательной модели диалога «Восток – Запад».
Однако каждый раз, когда речь заходила о том, как развивать инновационную сеть дальше, все говорили: надо подождать до окончания выборов.
То же самое – и с бурно развивающимся в Якутии попечительством. М.Николаев – фанат попечительства. Всячески поощряет и поддерживает. В регионе принят единственный в России Закон «О попечительской деятельности». Но никто не знает, как все будет развиваться после выборов.
Школа оказалась зависимой от политической обстановки. Даже не от политической – особой политической разницы между кандидатами в депутаты Законодательного собрания Красноярского края или кандидатами в президенты Республики Саха (Якутия) почти нет.
А вот выборы влияют на школу сами по себе.
Нужна, как мне кажется, жесткая норма – школа вне политики. Нужен мораторий на втягивание школу в выборный процесс. Надо подумать, как это возможно.

Россия – интершкола

И в Красноярске и в Якутске появилось много учителей-иностранцев.
Я и до этого знал, что в России уже очень много школ, в которых или преподавание ведется на иностранном языке, или преподается культура других стран представителями этих стран. Например, почти в каждом регионе есть турецкая школа. Как правило, очень высокий уровень традиционного преподавания, очень хорошее оборудование, конечно, турецкий язык и перспектива продолжать образование в Турции. Размах проникновения турецкого образования в Россию свидетельствует о том, что это мощная правительственная (речь идет, конечно, о турецком правительстве) программа.
Теперь новый этап: российская школа открылась для учителей-энтузиастов, которых, впрочем, также поддерживают их правительства.
В Красноярске, например, в одной из школ (мы постараемся подробно написать об этом опыте в еженедельнике «Управление школой») работают две учительницы-иностранки: Изабелла Якубек – из Польши, Виталия Кальвелене – из Литвы. Обеих пригласили общественные организации Красноярска – представители литовской и польской диаспор. У обеих – прекрасные программы и замечательный контакт с детьми.
А в Якутске француженка Александра Леверье представила на семинаре «Эврики-2» проект кочевой эвенкийской школы.
Эта потрясающая женщина уже четыре года живет в стойбище, кочует по тайге, вышла замуж за эвенка и уже родила ребенка. И вот теперь предложила проект кочевой эвенкийско-французской школы на статус культурно-образовательных инициатив, на статус «ФЭП».
В Якутии вообще школы якутско-иностранные – не редкость. Есть якутско-канадская, опять же – турецкая.
Буду теперь обращать внимание на этот феномен и в других регионах. Что это? Культурная экспансия? Или попытка прислониться к российской культуре? Или свойство российской школы – становится более открытой?
Надо подумать…

Где же широкомасштабный эксперимент?

В каждом регионе люди спрашивают: когда же начнется тот самый широкомасштабный эксперимент, который официально начался в сентябре?
Действительно, неудобно как-то получается. До сих пор сотни школ, которые были объявлены экспериментальными, не получили никаких материалов, не то что учебников, по которым надо вести эксперимент, но даже и методичек нет.
И все помнят, как год назад министерство грозно заявило, что вот, мол, скоро оно само займется федеральными экспериментами, и это будет эксперимент – как следует.
Занялось.
Но главное даже не в том, что нет материалов, хотя это, конечно, тоже требует по крайней мере публичных объяснений – что происходит?
В чем же суть эксперимента широкомасштабного? Вот этого никто и не понимает.
В чем цель?
В чем гипотеза?
Что требуется доказать или опровергнуть?
Сотни тысяч человек – ученики, учителя, директора и родители – поставлены в дурацкое положение, и все уже даже не гневаются – смеются.
Вольно или невольно это является сильной дискредитацией самого экспериментирования в образовании. Люди перестают верить в серьезность намерений системы образования реформироваться.
Они ведь не разделяют нас на министров, заместителей министров, начальников управлений, журналистов, ученых, учителей.
Они говорят: «Вы не способны сделать что-то серьезно, мы вам не верим». Говорят это учителям и директорам. Тем самым директорам, которых заочно, не спрашивая, назначили в экспериментаторы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru