Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
 

Татьяна ГУЛЯЕВА,
г. Сыктывкар

Дорога третья,
построенная на индивидуальном мастерстве

Взгляд на репетиторство сегодня неоднозначен. Многие считают, что это работа ради денег, а не ради хорошего обучения детей. Говорят, что благородство учительской профессии исчезает, когда ты становишься репетитором. Но так ли это? Ведь можно сказать иначе: репетитор выводит наших детей в люди, «в мастера». Для него закон «Нет плохих учеников, есть плохие учителя» в высшей степени жесток. Если ты можешь дать ребенку больше, чем школьный учитель, ты популярен, нет – рынок не даст тебе учеников. А в педагогическом бизнесе, между прочим, одно из самых прекрасных ощущений: однажды оглянуться и осознать, что проделанный путь – отнюдь не просто бизнес. Вот почему работа репетитором становится важной, например, для многих студентов-естественников.
Нынче в моде предметы гуманитарного цикла, а занимаясь с детьми математикой, репетитору интересно изучать не только сам предмет, но и методику, и психологию его преподавания. Как говорится, лучший способ учиться самому – учить других.
Сегодня с трудом представляется, что несколько десятилетий назад технико-физические специальности пользовались огромной популярностью. Концентрация внимания, повышенная собранность при решении, просто сложность этих дисциплин не отпугивали, а притягивали. Физика была на подъеме. Что же произошло? Социальные науки резко обогнали естественные, точные. Физика на их фоне стала фундаментальной, старой. При каком же рассмотрении все-таки даже и она может внести свой вклад в общую тенденцию гуманитаризации знания? Ответ кроется в переориентировке умственных действий при решении любых задач, которую она может дать. Для детей, чьи будущие профориентационные интересы явно гуманитарные, тем не менее математический аппарат физики, ее логичный алгоритм представляют интерес. Для них, может быть, важен не сам предмет, а подход к его изучению. И, возможно, при оценке решения задачи важно оценивать не сам правильный ответ, а какие-то особые характеристики способностей ученика, которые ведут его к этому правильному ответу.
Подумайте: как часто применяются на практике далеким от техники человеком законы общей физики? Совсем не часто. Тем не менее строгая логика и последовательность его мышления закладывались и при участии его учителя физики.
Бум больших технических революций, вал научных открытий, похоже, оставили на время современную физику. Но метод физики, ее научный подход может сыграть роль в далеко не смежных ей областях. Вот почему так важно именно сегодня увидеть неизмеримую пользу в занятиях с детьми не столько школьных учителей, привыкших давать предмет «от сих до сих», сколько увлеченных своим предметом начинающих ученых и даже просто студентов технических вузов. И почему бы не помочь им разработать новые методы такой индивидуальной тренинговой работы?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru