Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Урок в стиле джаз

Знание, которое ты обретаешь в промежутке между эмоцией и движением

Множество копий переломано в спорах о наиболее перспективных направлениях модернизации школы. С чего начинать, чтобы дети в школе росли инициативными, самостоятельными и ответственными? С переквалификации учителей? С содержания образования? С уклада жизни в школе?
Со стен! – считают педагоги красноярской школы № 124. Как театр начинается с вешалки, так и образование начинается с порога школы. Наверное, нужно быть дипломированным архитектором, как директор красноярской школы Ольга Гурина, чтобы понять, как важен архитектурный облик здания, в котором подрастают дети. Она считает, что само устройство безликой типовой “коробки” с одинаковыми классами и параллельно-перпендикулярными линиями школьной жизни задает жесткий стиль подчинения.
Подлинная же самостоятельность, умение строить и преобразовывать собственную жизнь и деятельность начинается с конструирования и переустройства пространства вокруг себя.
Поэтому школьная дверь оформлена как вход в замок – так и манит войти внутрь; а там – разноцветные лестницы, арки, колонны, переходы, укромные уголки... Обитатели школы – и дети, и взрослые – убеждены: организованное таким образом пространство помогает им избавиться от жесткой регламентации в отношениях друг с другом и с учебным материалом.
Уже пять лет коллектив школы реализует проект “Архитектоника педагогической среды” в содружестве с Институтом образовательной политики “Эврика”. В этом году школа стала одним из центров повышения квалификации и один из первых семинаров проводит для вас.

Для того чтобы понять, как можно вплетать в ткань школьного образования самые неожиданные и непривычные виды искусства и творчества, предлагаем вам рассказ об уроках джазового танца.

Урок джазового танца (УДТ) не похож ни на традиционный урок хореографии, ни на урок ритмики. Здесь нет учителя, который учил бы детей танцевать, нет и хореографа в традиционном смысле слова, который дословно объясняет, что, кому, где и как делать. А все оттого, что задача УДТ – не повышение технического потенциала ребенка, а развитие его творческого потенциала. То есть нам не важно, садится ребенок на шпагат или нет, главное, чтобы он умел мыслить и фантазировать.
Урок джазового танца – живой диалог, который возникает в процессе исполнения и живет один раз. Поэтому связующее звено во взаимоотношениях на уроке – импровизация: мысль, жест, взаимодействие появляются неожиданно, мгновенно. Повторить это уже невозможно: природа рождения импровизации как творческого процесса непредсказуема и ситуативна.
Очень важно, что джаз – это синтез двух музыкальных культур: европейской и африканской, связавший воедино мелодику и синкопированный ритм. Поэтому в нашей школе звучит джазовая музыка, именно от нее рождаются и новые образы, и новые формы взаимоотношений, и новаторские подходы в обучении.

Соавторство и импровизация

На уроках джазового танца возникает новая форма общения взрослого с детьми. И мы задали себе вопрос: возможно ли рассмотреть взаимоотношения на уроке более детально и оформить их в некую схему, чтобы наложить эту схему отношений на другие уроки? То есть проследить преемственность принципов УДТ на предметах основного образования.
Хотелось бы рассматривать УДТ как некую модель педагогического пространства, в которой традиционные отношения учитель – ученик уходят на второй план, а в основу взаимоотношений ложатся принципы соавторства и импровизации.

Почему именно джаз?

Многие жанры танцевального искусства не используют понятие импровизации в силу того, что каждый из них специфичен по-своему и имеет четкие рамки исполнительского мастерства.
Как любой другой, народный танцевальный жанр целиком базируется на музыкальном материале: народная музыка – народный танец. В большинстве своем работа в этом жанре основана на численности (народ – значит много) и как следствие – потеря личности исполнителя, уникальной и необходимой. Новаторские подходы в этом жанре хореографии отсутствуют, ведь новая народная музыка не пишется, и стимула к появлению новых форм нет.
Основной принцип хореографии – рисунки из людей. Классический жанр обрамлен границами шести позиций. Ежедневная работа в этом жанре повышает личный технический потенциал танцора. Строгость и академичность – основные черты жанра. Понятие импровизации отсутствует как таковое.
Кстати, соединение классики и джаза создает интересный тандем. Первая дает представление о правильных позициях рук и ног, формирует осанку и культуру движения. Второй не позволяет академичности перерасти в догму и способствует расширению спектра исполнительских возможностей.
А бальные танцы? Есть эмоции, есть заводная музыка (латиноамериканский стандарт), но вот основной шаг, который присущ каждому из танцев... Он подводит под одну черту все исполнительские возможности. Но есть еще одна более тонкая, на мой взгляд, вещь в бальных танцах: существует некое несоответствие между эмоциями в танце и движениями. Первые имеют природную основу, т.е. возникают естественно в момент прослушивания музыки, а движения базируются на искусственно созданной форме с заранее заданным основным шагом.
Итак, рассмотренные танцевальные жанры не имеют в своем арсенале понятия «импровизация», в силу искусственно созданных, жестких границ исполнительского мастерства, а основным смыслом становится результат, а не процесс происходящего.

Учитель танца. Кто он?

Для того чтобы развить творческие способности ребенка, взрослому нельзя использовать привычную модель отношений в обучении: пришел – отработал (отучился) – ушел. Детям присущ игровой вид общения, образная и ассоциативная формы мышления. Поэтому мы предлагаем более гибкую схему: обучение в процессе игры.
Дети мыслят образами, и игра – основная форма общения для них. Поэтому задачей для учителя становится поиск таких форм и методов подачи материала, которые смогли бы поддерживать этот вид взаимоотношений (учитель выступает в роли новатора).
Большинство методов должно разбудить в ребенке активную и познавательную деятельность, дать ему возможность создать собственное видение танца. А учитель должен расположить ребенка к себе так, чтобы он захотел продемонстрировать все, что умеет на сегодняшний день (учитель-друг).
Обучение – так или иначе передача информации. Учитель дает ребенку информацию, но не в полном объеме, тем самым заинтересовывая его в происходящем. Если же инициатива в ребенке пробудилась, то он обогащает полученную от учителя часть собственным видением происходящего.
Таким образом, мы подходим к понятию соавторство, где ребенок и учитель становятся творцами происходящего и создаваемого. Для того чтобы избежать слова «если» (если инициатива в ребенке пробудилась, то…), учителю необходимо осознать следующий принцип: важно не что говорить, а как говорить!
Этот принцип важен и на этапе учитель-друг.
Когда процесс запущен и дети начинают работать над полученной информацией, учитель перевоплощается в образ смотрящего, цель которого – найти в происходящем и создаваемом наиболее интересное и необычное (учитель-аналитик).
Когда интересное и необычное найдено, остается соединить все вновь созданное в целую картинку и вести «живой диалог» дальше (учитель-режиссер).
В большинстве случаев роли учителя этим не исчерпываются. Если он по своей сути является танцовщиком, для которого джаз не просто музыка или танец, а образ мысли, и стиль поведения, и манера общения, и философия, даже национальность, если хотите. Тогда учитель присоединяется к детям и начинает вместе с ними играть и танцевать те же самые игры и танцы (учитель-танцовщик, учитель-ребенок).
А еще хороший учитель сам продолжает учиться на каждом уроке. И дети ему в этом помогают (учитель-ученик).

Игорь КРАГЛИК

Как же строить урок, следуя этим принципам, знакомить детей с искусством игры, диалога, фантазии? Перед вами маленький фрагмент урока джазового танца во втором классе, увиденный сквозь чуть раздвинутые портьеры в актовом зале.

Начало сентября. Учитель впервые встречается с второклассниками, которые пока ничего не знают о джазовом танце.
– Меня зовут Игорь Васильевич. Можно просто Игорь. Я буду вести у вас уроки джазового танца. Вы с этим никогда еще не сталкивались, поэтому, что это такое и с чем его едят, постараюсь вам сегодня показать. За мной...
Ребята удивлены, видя, как учитель изображает движение за стеклом: просто перебирает руками по воздуху, а кажется, что находится за стеклом.
– Этот жанр называется пантомима. Здесь нет слов, существует только язык жестов и пластика тела. Все, что вы хотели бы сказать словами, можно выразить с помощью своего тела и личного актерского мастерства. Только нужно немного поучиться и постараться.
А теперь послушайте внимательно следующую музыкальную композицию. И скажите, какой образ видите и как вам хочется двигаться?
– По-моему, в музыке какие-то шпионы, – говорит один из мальчишек и, входя в образ, потихоньку крадется. К его удивлению, учитель следует за ним, да еще и всех ребят поманил за собой:
– Только всем тихо! На цыпочках. Крадемся очень осторожно. Сюда. За мной… Это музыкальное произведение называется «Розовая пантера».

Обратиться в центр повышения квалификации на базе школы № 124 г. Красноярска вы можете по адресу:
660078 г. Красноярск, пер. Медицинский, 29а
Тел. (3912) 61-00-12


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru