Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ. ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА

Екатерина МИХАЙЛОВА,
ведущий специалист Института
групповой и семейной психотерапии

Дело и время

Как не разлюбить любимую работу

Среди учителей, врачей, предпринимателей – тех, кому по роду деятельности приходится постоянно вступать в коммуникацию, особенно много людей, полностью отдающих себя работе.
И, как правило, они даже не догадываются, насколько тонкая грань отделяет любовь к работе от трудоголизма.

Боязнь свободы

В сущности, провести эту границу можно, задав простой вопрос: если у человека случится выходной день, никоим образом не связанный с работой, не возникнет ли у него чувство дискомфорта оттого, что «я здесь, а работа – там»?
Тот, кто просто любит работу, ответит, к примеру: «У меня есть несколько интересных проектов, до которых в текучке руки не доходят. Но, вероятно, я не стал бы заниматься этим сейчас, а не спеша обдумал бы предстоящее дело...»
Если же эту возможность предоставить человеку, у которого уже сформировалась зависимость от работы, его первым вопросом будет: откуда эта свободная неделя взялась?
В системе ценностей и потребностей трудоголика работа занимает очень существенное место, это не просто любимое дело, а своего рода наркотик. Причем дозы растут. А сама возможность уменьшить часы работы воспринимается с чувством тревоги.
Трудоголик постоянно не укладывается в рабочее время и переносит часть работы домой.
Причем это не обычная проверка тетрадей или подготовка к лекции, а все время увеличивающаяся, разбухающая куча неотложных дел.
Классический трудоголик противоречив в своих убеждениях и утверждениях. С одной стороны, человек говорит: «Дел слишком много, вот если бы поменьше, тогда еще можно было бы справиться, а так я не успеваю толком ничего сделать». Но когда ему предлагают к этому грузу добавить еще что-нибудь, это предложение принимается.
Иногда наступают моменты прозрения: «Я чувствую, что работу, которую знаю и хорошо умею делать, сейчас выполняю без удовольствия, почти с отвращением».
Логика любой зависимости такова, что человек работает не потому, что хочет и может, а потому, что «не может не...».
Когда человек начинает «любимую» работу не любить, у него вырабатываются определенные защитные реакции.
Скажем, в раздраженном учительском крике можно услышать разные оттенки, если считать его не педагогической ошибкой, а рассматривать как проявление эмоций. Часто можно услышать обиду: я тут стараюсь изо всех сил, а Сидоров чертиков рисует! Здесь важен, конечно, не Сидоров, рисующий чертиков (обычное занятие для 11-летнего ребенка), а вот это: стараюсь изо всех сил...

Как уберечься от трудоголизма?

У меня есть знакомая учительница начальных классов, про которую с уверенностью могу сказать, что она не трудоголик, хотя работает уже более пятнадцати лет. После общения с ней остается ощущение физического здоровья и уверенности в себе, запоминается ее прекрасная осанка и улыбка. Она действительно любит и хорошо делает свою работу: дети еще долго продолжают поддерживать отношения с ней, и родители относятся с благодарностью.
Однажды я спросила: «Что вы чувствуете, когда настает пора расставаться со своими учениками?»
И услышала в ответ: «Ну что ж, моя работа закончена. Я старалась сделать ее хорошо, а теперь пусть ребята воспользуются результатами».
Мне стало интересно: «На что похоже ощущение завершенности работы?»
«Знаете, это как в природе – бывает зима, весна, лето... Одно заканчивается, начинается другое».
Работа – это то, что по определению имеет конец. Как бы ни был трудоемок и потрясающ тот или иной проект, но если это работа, а не способ решить для себя вопрос смысла жизни, есть контрольный срок, результат.
Чтобы пришло новое, нужно расстаться со старым. Иначе будет ощущение вечной неудовлетворенности.
Если человек представляет работу как бесконечную дорогу, где нет никаких циклов, этапов, это и означает, что он движется в сторону трудоголической зависимости.
Человеку, который почувствовал, что его начинает затягивать в эту воронку, полезно сделать перерыв хотя бы на один день, чтобы остановиться и подумать: а нужно ли мне все, что я делаю? Или мне важна моя незаменимость в организации, когда один день отсутствия воспринимается как катастрофа? И тогда многое прощается, например, что можешь наорать на кого-то? Возможно, меня кто-то сможет заменить на этом участке или я смогу отказаться от части работы?

Пауза между работой и частной жизнью

Многое зависит от того, как построена работа в организации.
Если руководитель работает шестнадцать часов в сутки, то его подчиненные вряд ли будут работать восемь.
Осознав эту проблему, мудрые руководители начинают медленно перестраивать нормы организации с целью сбережения человеческих ресурсов. Например, если человек ушел не в половине десятого, а в восемь часов, об этом говорят не как о проявлении лени или манкировании обязанностями, а скорее как о примере хорошей самоорганизации.
Иногда существует негласное допущение, что организация – это второй дом, который постепенно превращается в первый. Скажем, мама допоздна задерживается на работе, и папа с ребенком приходят, чтобы там с ней посидеть, попить чаю.
Само по себе это неплохо, но надо отдавать отчет, что вовлечение работы в семью и семьи в работу подталкивает человека к тому, чтобы на работе не считаться ни с временем, ни с затратой сил.
Когда размываются грани между работой и домом, проблемы и конфликты, связанные с работой, становятся очень личными, болезненными и мучительными.
Конечно, если человек действительно любит свою профессию, ему трудно дома полностью отрешиться от дел. Но если говорить о мерах безопасности, то хорошо бы придерживаться правила: придя домой, дать себе какое-то время, скажем, 15–20 минут паузы (эту паузу люди проводят по-разному: некоторым надо прилечь, другие отправляются в душ, третьи садятся пошуршать газетами), и про себя подумать: что я действительно хочу рассказать близким? И до какой степени я просто хочу сбросить напряжение? Важно ли для меня, что мне ответят?
Может быть, мне важно получить подтверждение собственной значимости. Но получить подтверждение своей значимости от домашних логичнее не по поводу своей работы, а потому что я прихожу в свою семью, где меня любят и ждут. Один мой коллега, занятый на ответственной и тяжелой работе, приходя домой, прямо просит об этом: “Скажите мне, какой я хороший”.
Если вы все же тащите часть работы домой, желательно договориться, пусть даже с самим собой, какое время это займет – час, полтора, два...

Иные спасительные миры

Хороший способ профилактики зависимости – любая смена деятельности.
А значит, надо культивировать частную жизнь, которая состоит из отношений, необязательного чтения, занятий спортом...
Например, в одной организации молодые женщины в свободное время танцуют фламенко. Они сбрасывают напряжение в этом энергичном танце.
А как приятно видеть учительницу, которая после хорошо проведенного лета, веселая и загорелая, не только спрашивает у детей, как они провели каникулы, но может что-то и сама им рассказать.
Все наши увлечения, не имеющие отношения к трудовой деятельности, возможность полениться, пофантазировать про другую жизнь, вспомнить о том, что в мире есть что-то кроме любимого дела, – это способы самосохранения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru