Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ. АНТОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ

Сергей ПЛАХОТНИКОВ,
руководитель образовательного центра “Азъ”

Испытание относительностью

Есть истины, которые могут погибнуть в споре...

Разве не будет одной из постоянных мер предосторожности не допускать, чтобы вкус к рассуждениям проявлялся смолоду? Я думаю, от тебя не укрылось, что подростки, едва вкусив от таких рассуждений, злоупотребляют ими ради забавы, увлекаясь противоречиями и подражая тем, кто их опровергает, да и сами берутся опровергать других, испытывая удовольствие от того, что своими доводами они, словно щенки, разрывают на части всех, кто им подвернется.
                                                       Платон. Государство

Сколько бы Дионисий Младший, тиран Сицилии, ни желал приезда знаменитого учителя, сколько бы ни желал научиться у него мудрости управления, он не смог снести присутствия философа Платона. Пытаясь одарить ученого мужа дорогими подарками, Дионисий подрывает и без того тонкую нить отношений с философом, в результате Платон оказывается среди солдат, готовых растерзать его за посягательство на тиранию, оплот их обогащения в Сиракузах.
Многие тираны стремятся окружить себя умными советниками, способными советовать то, что действительно угодно правителю. Зачастую эти философы не имеют четких представлений о добром и злом, их понятия относительны и зависят от той актуальной ситуации, в которой находятся тиран и сами советники. Платон же, подобно своему учителю Сократу, говорит от имени Высшей объективности, от имени идей. Позже, спустя семь столетий, Блаженный Августин скажет: “Необходимо научиться видеть вещи такими, какими их видит Бог”. Пожалуй, никто из власть имущих не готов к подобному ракурсу, подобному взгляду на вещи, поскольку абсолютные понятия трудно прикарманить, трудно заставить плясать под свою дудку.
Чем выше мне приходится подниматься, переходя из одного школьного возраста в другой, тем я чаще сталкиваюсь со словами “все относительно”. В начальной школе этой проблемы не существует, поскольку детские представления о добре и зле образны, а значит, вполне конкретны. В среднем звене череда проступков подростка, его социальных опытов, нового телесного самоощущения могут привести его к необходимости самооправдания, что часто подкрепляется весьма сомнительными этическими идеями. В старшем школьном звене подросток-юноша, обретя способность к рассуждению, приходит к выводу, что многообразие мира дает ему основание считать свою точку зрения непререкаемой, поскольку все относительно.
Платон обеспокоен этой проблемой. Он тревожится за подростков, чья способность к рассуждениям низвергает вполне устойчивые представления о справедливом, Платон утверждает, что сперва нужно дать ребенку глубокие представления о справедливом, а уже после учить его рассуждать. Опасная, с моей точки зрения, идея о том, что все относительно, что любая точка зрения приемлема, если есть человек, который ее представляет, приводит к всеядности и конформизму. Платон опасается, что способность к размышлению как средство постижения идей всего сущего может превратиться в простую и никчемную забаву.
Недавно мне пришлось быть свидетелем того, как старшеклассники нескольких московских школ участвовали в мероприятии на тему “Что есть человек?”. Подготовив в течение часа свои доклады в группах, ребята вынесли варианты решения этого вопроса на общее обсуждение. Основные идеи выступлений свелись к совершенно конкретному набору лозунгов и тезисов: “Человек по природе – паразит”, “Человек – это след”, “Человек рожден для того, чтобы жить комфортно”, “Чловек – существо духовное”, “Человек – существо общественное”, “Человек – Бог”, “Человек – потребитель информации”. Каждая точка зрения активно пояснялась и всякий раз принималась с аплодисментами. Во время одного из выступлений был выдвинут тезис об относительности понятия добра. Когда я попытался его оспорить, из зала раздался гул недовольства и реплика: “Разве вам не известно, что правды две?”
И еще одна ситуация. Как-то, добираясь до Рязани, в электричке я оказался свидетелем интересного разговора. На одной из станций в вагон вошли трое: мать, отец и сын. Парень, видимо, растянул щиколотку и здорово хромал. Отец с сыном сели напротив, а мать рядом со мной. Было видно, что женщина сильно озабочена травмой сына, она спрашивала его о подробностях, о том, как он подвернул ногу. Сын отвечал резко и однозначно, стараясь показать, что вполне может обойтись без женского внимания в этом вопросе. Отец же невозмутимо сидел рядом и, казалось, не обращал внимания на расспросы жены.
– Приедем домой, пойдешь в больницу, – сказала мать.
– Еще чего! – бросил сын. – Ты же к врачу не ходишь, когда у тебя нога болит.
– Ну, это другое дело, сынок. Я ночью на кровать сяду, разотру вот здесь, – женщина помассировала икры ног, – и все проходит...
– И у меня пройдет! – отрезал сын.
– Как же, пройдет... Ты вона как навернулся!
Отец, который безучастно сидел рядом с сыном, вдруг выпрямился и многозначительно произнес:
– Отлежится, мать, и пройдет. У всех людей бывает по-разному.
Последнюю фразу мужчина проговорил с особой тщательностью, выделив слово “по-разному” и произнеся его со значением. Мне показалось, что именно так изрекаются непреложные истины, которыми мы должны руководствоваться в повседневной жизни. По крайней мере мать и сын больше не возвращались к вопросу о больной ноге, они молчали. Сын глядел в окно, а мать то и дело испытующе посматривала на свое дитя. Отец же, сидевший всю дорогу ссутулившись, теперь выпрямился, стал выше и весомее.
“У всех людей бывает по-разному” – это выстраданная правда, до которой не каждому удается добраться. И эта правда не имеет ничего общего с вершиной подросткового смыслоискательства – “все относительно”, поскольку последняя мысль непременно заведет человека в безнравственный тупик.
Платон напоминает нам о том, что прежде чем умиляться рассудительности своих учеников и способности дискутировать, нелишне понять, каковы нравственные основания их суждений. Именно для этого мы имеем в своем арсенале богатейший культурный опыт человечества, и прежде чем пасовать перед утверждением о том, что правды две, можно вспомнить о Сократе, который ставил знак равенства между собой и своим мнением.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru