Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические барьеры
на пути к педагогике смысла

Содержание вузовской подготовки будущих учителей в последние годы стало полем битвы между педагогикой культуры и педагогикой исполнительства. Судя по всему, явное преимущество удерживает последняя.
На обыденном уровне из жизни российского учителя вычтено уже практически все: нормальная зарплата, тощие льготы, свободное время, личная жизнь. Его уже давно не замечают ни на сельской, ни на городской улице, снизился конкурс поступающих в педагогические вузы. Следовательно, вычтены также авторитет, престиж и значимость профессии.
Между тем вычитание продолжается. На очереди – то, что тревожит более всего: педагогическая часть высшего профессионального образования. В новых стандартах вузовской подготовки на изучение педагогических дисциплин отведено вдвое меньшее количество времени. Значит ли это, что педагогика в подготовке учителя более не приветствуется? Или речь идет не о полном исключении педагогики, а о том, какое ее качество подлежит вычитанию.
Итак, что же понимается под новым качеством вузовской подготовки учителя и какая роль отводится при этом педагогике? Власть и законодатели определились с этим пониманием десять лет назад. Новая цель образования: подготовка ученика как субъекта социальной, профессиональной и личной жизнедеятельности, ее самореализации и самоорганизации. Но чтобы воспитать субъекта, учитель сам должен обладать характеристиками субъектности.
Казалось бы, цель предельно ясна: от выпускников как педагогических вузов, так и школы ожидается активная, творческая, личная жизненная позиция. И усилия образования должны быть направлены на реализацию принципов личностной ориентации, культуросообразности, проблемности. Задача педагогики как дисциплины состоит не в том, чтобы озвучить эти цели и принципы, а в том, чтобы довести до сознания будущего учителя их новое содержание.
С того момента, когда сознание студента начнет работать с этим содержанием, начинается привнесение личностного начала в процесс подготовки учителя. Педагогика и отличается от других наук о человеке тем, что не только требует от учителя личного участия в обучении и воспитании, но и предлагает пути, условия и средства участия.
Однако главная проблема как раз и состоит в том, что эти необычные для нашей педагогики ориентиры понимаются с привычных и удобных позиций. Есть два способа понимания: трудный и легкий. Трудный предполагает глубокое и основательное проникновение в новое содержание. Легкий способ – в том, чтобы принимать защитную окраску, подражать окружающей среде: растить как бы личность, как бы активную и как бы творческую. Это путь приспособления не самых лучших, но привычных традиций образования к необычным ценностям новых требований жизни. На этом пути нет необходимости изменять что-либо существенно: вносить изменения в содержание знаний, ненасильственно менять отношение к ним учеников, устанавливать новые отношения между учителем и учениками.
Пожалуй, здесь и начинается современная педагогическая драма, внешняя сторона которой проявляется в атрибутах классической комедии – перепутывании ролей и переодеваниях персонажей. Но в этой комедийной драме гораздо больше горького, чем смешного. И горечь российского образования определяется его глубокими внутренними проблемами.
Основной предмет лицедейства – понимание творчества как активности, которая может быть привнесена в деятельность ученика или студента благодаря активности и творчеству только одной стороны – учителя (преподавателя).
В самых «передовых» пособиях по педагогике готовить к творчеству учителя предлагается по западным моделям: по схеме активного исполнения заданного образца, но никак не по схеме порождения смыслов и ценностей своей деятельности. Однако, судя по нормативным документам, составители Государственного образовательного стандарта (ГОС) имеют в виду именно вторую схему, поскольку помимо субъектности во всех нормативных актах чаще всего упоминается личность. Она рассматривается с позиций гуманистической философии, которая определяет творчество как основную личностную характеристику. Но даже новейшие учебники по педагогике представляют личностно-ориентированное образование как очередную, на этот раз еще более утонченную попытку взрастить творческую позицию, воздействуя на сознание, а не взаимодействуя с ним.
Но, судя по изобилию в учебниках по педагогике методолого-теоретических и технологических установок на воспроизведение опыта правильного поведения и освоение ЗУНов в сфере обучения, можно утверждать, что педагогическая наука заняла принципиально непримиримую позицию по отношению ко всем попыткам изменить советскую педагогическую составляющую подготовки учителя.
Все эти вычитания были бы оправданны, если бы не было другой педагогики. Имеется в виду целая научная школа, возглавляемая академиком Е.В.Бондаревской, одним из результатов работы которой стало издание в 1999 г. учебника для педвузов «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания». В этом пособии педагогика представлена как «живое знание» об образовании, которое не надо заучивать, но можно использовать для пробуждения творчества и учителей, и учеников, чтобы помочь будущим учителям внести собственный авторский вклад в известные технологии обучения и воспитания.
Разработаны и программы основных педагогических дисциплин с опорой на новый учебник, и комплекс пособий специально для учителей, опубликованный в рамках издательской программы «Педагогика нового времени». В них авторы стараются дать научные и вместе с тем конкретные рекомендации о том, как пробуждать стремление к творчеству, как без насилия востребовать критичность, мотивирование, рефлексию по поводу изучаемого материала, как вводить учеников в миры культуры и знаний, как стать учителем-личностью, как превратить урок в пространство для рождения мысли, как совершить увлекательное путешествие в творческие мастерские гениальных ученых, художников, писателей, как организовать переживание учебного материала, за счет чего «открывать» закрытые знания, как дополнять их пониманием учеников, как проектировать содержание знаний совместно с ними, выстраивать стратегию и тактику отношений взаимопонимания, доверия и педагогической поддержки на уроке и за его пределами.
Для того чтобы учитель овладел этими умениями, недостаточно изучить технологии их применения на уроке и во внеклассной работе. Необходимо личностное, творческое отношение, педагогическая культура учителя, высокий уровень научно-педагогической грамотности.
Однако со времен великого Коменского и до сих пор такая грамотность понимается как закрытое, установочное знание о принципах и методах образования, творческая деятельность с которыми сводится к умению учителя подставить педагогическое средство в подходящую ячейку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, учителей продолжают готовить только к функциональному исполнению своих обучающих и воспитательных обязанностей.
Поэтому многие учебные заведения сегодня, провозглашая «концепцию гуманистического образования», работают по привычному принципу: только последовательно и систематически воздействуя на ученика можно сформировать его как «гуманную» личность.
Для перехода же будущего учителя в состояние гуманного творчества необходимо новое качество педагогической грамотности.
Современной школе необходим учитель, который не только умеет думать, но и способен мыслить, то есть порождать собственные смыслы педагогической деятельности. Сегодня востребуются ценности личности, овладевшей знаниями и реализующей себя благодаря им, а не сами знания как таковые. Если, конечно, речь идет о гуманистической педагогике.
Современная педагогическая культура предполагает наличие интеллектуальных умений, без которых учитель не сможет понять ученика, протянуть ему руку помощи – именно той, которая ожидается, – и только в этом случае будет принята.
Гуманизм личностно-ориентированного образования – в обращении к собственно личностному в воспитании и обучении.
Чтобы учение и поведение ученика стали гуманными, то есть человечными, необходимо изменение режима работы его сознания: не отражать (повторять, воспроизводить переданные учителем знания и опыт поведения), а творчески порождать собственные смыслы и опыт – учения, поведения.
Но сознание – это самоорганизуемая система: не терпит насилия и привычных воспитывающих и обучающих воздействий традиционной педагогики. И возникает новая для педагогики проблема – проблема понимания учителем необходимости подхода к образованию как к реально гуманной деятельности.
Поэтому современные педагогические технологии не должны содержать жестких описаний шагов и шажков учителя. Этим они и отличаются от методик. Технологичность становится возможной на уровне подхода, плана действий, критериального алгоритма, разработки условий – но не предписаний.
И если предлагаемая педагогическая часть подготовки учителя соответствует новым требованиям и целям образования, то можно ли передать процесс обучения такой педагогике методистам или преподавателям профильных дисциплин? Методика – это всего лишь малая часть педагогики, частная дидактика, которая может давать конкретные рекомендации по организации урока, исходя из общих оснований. Судя по моему 12-летнему опыту заведования кафедрой педагогики, изменить традиционное понимание методистами общих основ педагогики невозможно.
Может быть, оправдано стремление заменить подготовку учителя на подготовку «специалиста образования»? Очевидно, что педагогическая наука недооценивает российского учителя, а потому не доверяет ему. Учителя отвечают взаимностью. Отсюда и приверженность российских педагогов к разработке собственных подходов, методов, приемов воспитания и обучения, поразительным образом соединяющая в себе стремление к своеобразию и желание следовать некой заданной схеме. Возможно, поэтому в России педагогическая деятельность в большей степени понимается учителями как проявленная педагогическая культура души, обретаемая не в научных рекомендациях, а в самостоятельных, трудоемких, зачастую наивных поисках энтузиастов. Возможно, поэтому педагогика и требует в России несколько иного к себе отношения, чем какая-либо другая дисциплина.

Сергей КУЛЬНЕВИЧ,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры педагогики
Ростовского государственного
педагогического университета

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru