Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ

Александр АВДЕЕНКО

Про жесткую табуретку, клоны и ядовитые цветы

Телевидение очень любит вопросы на засыпку. У Татьяны Толстой, например, спросили, как она относится к программе «За стеклом». Спросили на том же канале, где идет означенное выше шоу. Плохо, ответила писательница, и добавила, что шоу не смотрит. На что один из ведущих программы «Без протокола», блеснув ироничной улыбкой, мгновенно отпарировал: «Мы Пастернака не читали, но...». Это-то Татьяне Толстой на крючок такую легкую наживку?! И, естественно, она не преминула дать элементарный урок нравственности, ответив, что с детства воспитана так, чтобы не подглядывать в замочную скважину и не копаться в чужом белье.
Вряд ли подобный аргумент будет принят телевизионным сообществом. Он его абсолютно не устраивает. И по меньшей мере будет признан ханжеским. И уже не раз признавался таковым в ответ на любую критику телевидения с позиций морали, добросердечия, порядочности.
Про «За стеклом» – на этом точка. О нем все сказано, что только можно сказать. Продолжу о самом телевидении. Самая популярная сегодня отговорка у его творцов: какое общество, такое и телевидение. Вечный спор о яйце и курице: кто кого породил. Но в данном случае спор неправедный, ибо налицо абсолютная подмена понятий. Какое общество вокруг, мы и сами прекрасно видим, как ощущаем каждодневно и то, сколько усилий прилагает ТВ, чтобы вытащить на всеобщее обозрение всю мыслимую пошлость нашего бескультурья. И отнюдь не для того, чтобы, говоря радищевскими словами, душа наша уязвлена стала. Вся эта пошлость – пир телевизионной души, расцветающей, как дурманный ядовитый цветок от щекотливой ситуации на экране.
Полчаса знаменитая театральная, кино- и телеактриса пытается разобраться, как в ванной у некой дамы оказался голый мужик и почему она гладила его трусы, когда в дом неожиданно ворвался муж. Актрисе помогает не только вся троица, но еще и жена бывшего бесштанника. Муж в яростном одиночестве: он не верит, что все получилось случайно. Остальные герои происшествия разубеждают его как могут. И кажется, разубедили: ни одна семья не распалась. К чести актрисы, в этой пошлейшей игре она была единственной, кто вел себя нормально – просто хохотала, когда муж ерепенился и кипятился, а жена выставляла себя кроткой овечкой. Хохотала от абсурда зрелища, насквозь придуманного и без вдохновения сыгранного. Это ж надо представить себе такого идиота, который прется на всесоюзный экран, чтобы потрясти ветвистыми рогами, а заодно ославить на весь мир собственную жену. Идиотов среди нас, конечно, хватает, но почему только они так волнуют телевидение?
В отличие от Толстой я много чего смотрю на экране, хотя смотреть на это мне подчас не только неинтересно, но и противно. Никогда, допустим, не переключаю канал, когда попадаю вдруг на «Мою семью» Валерия Комиссарова. Что он еще отчебучит? Вроде бы все частушечные и анекдотические ситуации давно отыграны, ан нет: ведущий исхитряется находить все новых и новых фигурантов, обнажающих перед честной публикой гнойники души. И просто упивается от своих комментариев, подзуживая простодушных добровольцев-стриптизеров. Ни один уважающий себя телекритик не сказал об этой программе доброго слова, а между тем она успешное детище государственного канала – рейтинг всегда высок. Понятно, кем он поддерживается – людьми, мало читающими, мало думающими, любящими скабрезные шутки и игривые ситуации. Раньше это называлось «На потребу», и в этом уже была негативная оценка. Теперь «На потребу» произносится с гордостью. Еще бы, мы работаем для своего зрителя! Мы его нашли, мы его вычислили, и теперь он ведет нас вперед к зияющим просторам. Подозреваю, что уровень тех, кто прикрывается своим зрителем, не очень далеко отстоит от уровня этого зрителя. Кто кого нашел – еще большой вопрос.
Но то, что телевидение сегодня считает приоритетом, не имеет никакого отношения к подлинным ценностям человеческого существования. Конечно, вы можете смотреть по-настоящему культурную программу «Цивилизация», где поднимаются значимые проблемы человеческого бытия. Вы можете дожидаться полуночи, чтобы встретиться с авторитетными собеседниками, мигрирующими с канала на канал. Вы можете днем и по выходным попутешествовать по свету и пообщаться с братьями нашими меньшими. Но все это теперь – периферия телевизионных предпочтений, добрая патриархальная старина, уютно расположившаяся в мягком кресле. Нарождающееся телевидение, или реальное, как любят его именовать, хочет усадить вас на жесткую табуретку и испытывать поминутно, ежесекундно, простите, на вшивость. Оно будет вам доказывать, что вы такие же, как оно. Оно будет испытывать вас на непорядочность, на подлость. Оно вам будет предлагать за это деньги. И большие. Это оно только делает вид, что играет с вами. На самом деле оно играет вами и благодаря вам само выигрывает деньги. Хотя громче всех на весь белый свет плачется от их отсутствия. Впрочем, на следующий день после стенаний спокойно бросает в дело десятки, а то и сотни тысяч, естественно, не рублей.
Безусловно, само телевидение – как чудесное изобретение человечества, как новая культурная система – не виновато в том, что так используется. В давней лирической песне прекраснодушная героиня своей любовью хотела преобразить избранника, заклиная: стань таким, как я хочу. В наше время нарождающихся клонов телевидение тоже не хочет оставаться в стороне. Только от человека зависит, захочет ли он, чтобы над ним продолжали экспериментировать. Но уже не от каждого. Многие сдались, поверив слогану ТВ «Ты – это я».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru