Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ - НАРКОТИКИ


В беду попадают не мерзавцы, не преступники. Живые, ясные дети, которых на наших глазах затягивает черная воронка.
Об этом говорят все – и “соскочившие”, и принимающие, и родственники наркозависимых: “Нет такого наркомана, который не хотел бы остановиться!”
И еще. О наркотиках нельзя писать красиво. Как нет романтики в мучениях умирающего онкобольного. Как вообще неэтично смаковать физическую боль.
Но вновь и вновь слышишь по радио песню: “Возвращаюсь раз под вечер, накурившись гашиша” – или про лошадку с тяжелой ношей кокаина, про глаза марихуаны.
Вены на детской руке съедены ядом. И тогда игла ищет новое место...


Телефоны доверия:

Курганская региональная общественная организация «Новая жизнь», движение «Родители против наркотиков». Ул. Пролетарская, 82 (вход со стороны железной дороги).
Тел. 7-38-63, пейджер 41-05-05 аб. «Без наркотиков». Анонимно. Бесплатно.

Центр психотерапии. Ул. Станционная, 62-а.

Центр социальной адаптации молодежи «САМ», тел. 5-98-24.

Содружество «Ал-Анон», группа «Улыбка», программа «12 шагов». 640027, Курган, а/я 800, тел. 5-47-27. Бесплатно.

Телефон доверия 063 (с 19.00 до 8.00 ежедневно). Экстренная психологическая помощь.

Подростковый наркокабинет, ул. Советская, 44. Тел.: 2-06-48, 2-16-37, 2-84-27.

Областной наркодиспансер, ул. Кирова, 78, тел. 2-68-61.

Областной центр медицинской профилактики, ул. Советская, 143, тел. 3-50-57.

Центр социальной защиты семьи, ул. Ленина, 48, тел. 2-34-13.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Светлана ПОПОВА

Сорока-ворона “черную” варила, деток кормила...

В героиновый ад дверь открыта для всех: двоечников, отличников, тихонь, хулиганов. И что бы мы ни делали, пытаясь спасти детей, пока это зелье кто-то продает, кто-нибудь его обязательно купит

Здесь не ставят жестких условий. Не требуют немедленно выкинуть шприц, не заставляют бросить курить. Здесь работают с подростком, пока он жив, пока сам хочет измениться. Выкарабкаться из беды. Работают, зная, что он принимает наркотики, ворует. Навещают его в колонии. Курганская региональная общественная организация “Новая жизнь” создана родителями, чьи дети хотят выздороветь от наркомании.

 

 

Наркомания по наследству

Галина БОЖКО, социальный работник областного центра психотерапии, семейный консультант общественной организации “Новая жизнь”:

– К нам приходят желающие избавиться от алкогольной и наркотической зависимости. Случается, подростки находятся у нас целыми днями, потому что дома сплошные проблемы и сложные взаимоотношения в семье. Они, как правило, нигде не работают, не учатся.
Закономерность: большинство наших пациентов – из семей, где есть проблемы с алкоголем. Конечно, это не те алкоголики, что живут под мостом. Нет, у таких родителей хорошая работа, они часто даже занимают руководящие должности. Просто выпивает папа, дедушка, кто-нибудь из близкого окружения ребенка. У наших пациентов генетическая предрасположенность: они родились, готовыми к тому, чтобы стать наркоманами. Дети пьющих родителей всегда в группе риска. Все происходит на уровне биохимии. Такой ребенок, когда начинает экспериментировать, быстро оказывается на крючке.
Обеспеченные родители пытаются лечить детей в клиниках. Среди наших ребят много таких, кто уже несколько раз проходил курс лечения. Но если с больным не занимался специалист-психолог, только медики, он опять садится на иглу. Психоневрологическая больница, областной наркодиспансер – там же практически нет никакой психологической поддержки. Почистили кровь – и что? После этого, бывает, еще сильнее подсаживаются. Тяга-то не уходит. Деньги не решают проблему. Не спасает работа, женитьба, рождение ребенка.
Я считаю алкоголизм и наркоманию болезнями души. Самостоятельно бросивший “сухой алкоголик”, “сухой наркоман” – это еще не решение проблемы. Любой стресс снова столкнет его в пропасть. Вот почему наша организация взяла на вооружение программу “Двенадцать шагов”. Встав на духовный путь развития, подростки приобретают стержень. Медленно, но выбираются, выздоравливают, живут полноценной жизнью.
В “Новой жизни” работает группа помощи родителям наркоманов. Стараемся научить семью жить с наркоманом, любить его, подсказываем, как помочь, что нужно и что не нужно делать. А то случается, родители так “помогают”, что ребенок еще больше подсаживается. Снабжаем родителей специальной литературой, приглашаем их на групповые занятия с психологом. Ребятам, чьи мамы отказываются сотрудничать с нами, очень трудно в одиночку выбираться из болезни. Им нужна помощь близких людей.
Мы наладили связь со школами, с училищами, с предприятиями. Скоро установим там специальные стенды, где будет информация для подростков: если твой друг стал наркоманом, как ему помочь; что делать, если сам оказался в беде.
Учителя обращаются к нам за консультацией постоянно, классные руководители приглашают с лекциями. Но слова взрослого часто кажутся подросткам нудными и нравоучительными. Гораздо действеннее беседы с ребятами из нашей организации, потому что они сами прошли этот страшный наркотический путь.
Не все у нас гладко получается. Администрация города помогает нам в рамках программы мэра Анатолия Ельчанинова “Курган – город без наркотиков”. Вот это помещение дали, ставки работникам. А на развитие, множительную технику денег нет. Специалистов мало, нужны средства на обучение. Спонсоров ищем, но найти не можем. Прямо так и говорят: “Мы в это гиблое дело деньги вкладывать не собираемся, чем быстрее наркоманы вымрут, тем лучше”. Не верят, не думают, что чужой заболевший ребенок завтра может стать другом или мужем их собственного, пока благополучного ребенка.
В беду попадают замечательные дети, среди них, как правило, много талантливых, добрых, отзывчивых, просто не нашли себя, вот и “уходят” от мира.
...Ассоциация наркомании с онкологией возникла не только у меня. Одна мама сказала: “Мой сын так же не виноват, что заболел, как не виноват больной раком”. А мне вспомнилось, как недавно была на Каширке. Думалось, еду в обитель скорби. А больница встретила будничной жизнью, никто не голосил, рук не заламывал. Дети-мученики, в платочках на лысых после химиотерапии головах, бегали, играли. Мамы беседовали, обменивались новостями. Жизнь иная, чем у нас, но – жизнь. И новости другие: тот умер, тот в санатории выздоравливает, а этот снова в клинике.
Так и в “Новой жизни” – свое течение событий, свои новости. Не кажутся дикими слова парня, старающегося вылезти, но пока принимающего: «Если я умру, мне хотелось бы, чтоб меня хоронили не родители, а “Новая жизнь”».
Недавно организация прощалась с двадцатилетней девочкой, умершей от передозировки.
А у Алексея, который смог победить болезнь и теперь учится в институте, работает в “Новой жизни” и спасает других, родилась дочка...

Милиция бездействует.
В борьбу с торговцами вступают родители...

Наталья СЕМИНА, руководитель движения “Родители против наркотиков”, председатель региональной общественной организации “Новая жизнь”:

– Мы, мамы наркоманов, раньше сидели как мышки и не знали с чего начать, куда обратиться за помощью: ведь наркодиспансер – сплошное унижение и безнадежность. Сейчас мы знаем все о том, как вести себя с нашими детьми, есть возможность понять друг друга, есть опыт борьбы с наркоторговцами и скупщиками краденого. Но в городе более 10 тысяч больных наркоманией, а мам в “Новую жизнь” приходит мало, наверное, просто стесняются. Сначала говорят окольно: “Вот у моей соседки, у моей племянницы...”, и только когда я произношу: “У меня...”, начинаются слезы, рассказы. Разве могла я когда-то подумать, что в беду попадет мой сыночек?
Родители наркозависящих посещают группы самопомощи, с ними работают психологи. Мы стараемся научить людей не замыкаться на беде, пробудить в них социальную активность. Родители должны бороться сами, если у правоохранительных органов нет такой возможности либо они закрывают глаза. Владельцу наркоточки на специальном бланке нашей организации мы пишем предупреждение, проводим собрание жителей подъезда, где живет распространитель. Соседи торговца на стороне родителей, они ведь тоже устали: ежедневно толпы покупателей, подъезд завален шприцами, детей страшно во двор выпустить. Так мамы становятся катализатором общественного “наезда” на торговца. Распространители-цыгане после такого просто съехали, убрались подальше от неприятностей. На двери, окна торговца наши активисты клеят листовки, хоть милиция и предупредила, что не имеем права: мол, это частная собственность. А мы все равно клеим. Соседи радуются: наконец-то хоть кто-то борется. И правоохранительным органам укор: мы знаем, что здесь торгуют, действуйте же! Основные поставщики наркотиков – цыгане и азербайджанцы. Русских называют “чайками” за то, что они переносят эту отраву от торговца к наркоману.
Не кажется ли вам странным, что известно и преступление, и адрес преступника, даже дверь помечена листовкой, пикет из родителей дежурит, но никто не спешит никого арестовывать? Так же как и квартиры наркоторговцев представителям движения “Родители против наркотиков” известны в городе, и места проживания скупщиков краденого, которые сбывают товар на маленьких рынках. Доходит до того, что ограбленные обращаются не в милицию, а к нам, в “Новую жизнь”. Мамы трясут скупщика, и тот отдает краденый телевизор, купленный у наркомана за тысячу рублей. С юридической точки зрения это беспредел, но ведь правоохранительные органы все равно бездействуют.
В движении “Родители против наркотиков” участвуют и мамы, чьи дети находятся в колонии. Ребята проходят по статьям за использование наркотиков в личных целях, за сбыт, грабежи, кражи, разбойные нападения. 80 процентов попавших в колонию за воровство – наркоманы. Мы стараемся поддержать детей, находящихся в местах лишения свободы. Побывали в колонии ИК 1 оф 73/1, сняли видеозапись концерта, который ребята подготовили для мам к Женскому дню. А потом отвезли в колонию видеозапись с ответным словом мам, они говорили сыночкам: “Люблю, жду, надеюсь...” К сожалению, в 90 процентах случаев ребята после колонии вновь начинают колоться.
В нашу организацию звонят из прокуратуры, просят присутствовать на суде над распространителями. Замечено, что на заседаниях, где выступали родители из нашего движения, наказание давали более жесткое, а не условно, что часто бывает.
Нет такой школы в Кургане, где бы мы не занимались профилактикой. Это важно, когда беседует не инструктор, а человек, знающий эту боль не понаслышке. И честно рассказывает, как это все случилось у него, как жить дальше, как бороться.
Когда наконец общество поймет, что наркомания – не порок, не распущенность, а болезнь. Проблема не одного человека, а социальная трагедия всей страны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru