Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Андрей МИРОШКИН

Леонид Карасев "Вещество литературы"

М.: Языки славянской культуры, 2001

Кто обыкновенно читает классическую литературу? Школьники, студенты, преподаватели словесности, историки литературы… Классика – вечное искушение и для специалистов по смежным гуманитарным наукам: философов, социологов, психоаналитиков. Вот и кандидат философских наук, автор нескольких культурологических бестселлеров и множества статей в научной периодике Леонид Карасев внимательнейше читает классическую литературу и разрабатывает новый подход к ее исследованию. Свой метод Карасев называет «онтологической поэтикой», в его основе – «сотрудничество с текстом, чувство родства человека и текста». В сочинениях классиков философ ищет витальный или энергийный смысл, который может скрываться абсолютно во всем – вплоть до одежды персонажей (шинель Башмачкина и халат Обломова) или предметов, двигающих сюжет (топор Раскольникова). Однако, по мнению Карасева, не следует придавать этим объектам сугубо символическое значение: «Важнее сам взгляд, очищающий вещи или вещества от их культурных значений, переводящий их в разряд предметов или фактур, говорящих друг с другом на языке бытийной представленности, вещественного присутствия в мире». Название книги метафорично и реально одновременно: оно, по замечанию автора, указывает не только на тела, вещества и предметы, но и на сгустившийся, материализовавшийся смысл.
Изучением состава и формы текстов занимаются несколько разделов науки. Традиционная «поэтика сюжета и жанра» (см. труды Ольги Фрейденберг) изучает внеличностный, исторический фон, влияющий на автора. Карасев же, не игнорируя достижений поэтики, анализирует «предтекст» – ту форму, которая предсуществует произведению не во временном, а в онтологическом аспекте. Автора интересует прежде всего та сила, «которая исходит от текста-возможности с самого начала, т.е. еще до того момента, когда он впервые соприкоснется с автором». Момент рождения шедевра, по Карасеву, наступает в минуту совпадения энергий автора и «предтекста». Так возникает (и загустевает) вещество литературы. Задача исследователя – дать оценку взаимодействия двух энергий, то есть в конечном счете определить онтологическую состоятельность текста.
В новой книге Леонида Карасева – статьи, уже одним своим названием способные привлечь интерес литературного гурмана: «Толстой и мир», «Масло на Патриарших», «Чехов в футляре»… Кстати, следующая книга ученого будет тоже о классике – только о зарубежной: с героями Шекспира и Гёте там будут соседствовать барон Мюнхгаузен и Винни-Пух.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"