Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Лора СТЕНЕХАЙМ

Дневник с плюсом

Почему хорошие учителя никогда не скучают

Я люблю учиться новому. Чем старше становлюсь, а мой педагогический стаж – 25 лет, тем яснее вижу: именно это составляет главный смысл моей работы. Настоящему учителю никогда не становится скучно, и с ним никто не скучает. Знаю, знаю, не говорите мне, что есть учителя, которым все надоело до смерти. Хорошие учителя никогда не скучают. Пусть это звучит как рекламный слоган. Но я действительно думаю, что школа – сообщество тех, кто учится. Здесь каждый день дети и взрослые узнают что-то новое, особенно молодые учителя.
Я участвую в программе помощи таким начинающим педагогам, не бросая при этом работу в классе. Одна из составляющих программы, не считая всяких краткосрочных курсов и пособий, – ведение параллельных дневников наблюдений, куда я, наставник, и моя подопечная Ким, начинающая учительница, записываем свои размышления о происходящем сегодня и перспективах на будущее. Мы можем взаимно поддержать друг друга, один – опытом, второй – свежим взглядом, непосредственным восприятием педагогической реальности. Вот несколько страничек, возможно, небезынтересных для учителей разного возраста и стажа.
Октябрь. Мой дневник.
Перед нами сидит ученица, назовем ее Лиза. Девочка постоянно получает двойки на уроках Ким, да и поведение ее крайне неприятно. Она совершенно ничего не делает, болтает с подружками, отпускает ехидные замечания в адрес Ким и вообще делает все, чтобы вывести педагога из себя. Ким перепробовала самые разные способы воздействия: беседы наедине, вызов к директору, изгнание из класса – ничего не помогало. Лиза явно стремилась быть худшей. Что может изменить отношение ребенка к учителю, к предмету? Ким в очередной раз задает Лизе вопросы, но теперь мы в первую очередь стараемся помочь девочке спокойно рассказать о своих чувствах, своем понимании происходящего. Подросток использует очень эмоциональную лексику, порой оскорбительную для учителя, но в конце концов становится понятно, что она и сама страдает оттого, что “хуже ее нет никого в классе и в целом свете”, но Лиза не верит, что педагог может ей как-то помочь, откуда училке знать, что делать, когда все плохо. Ким ничего не понимает, до сих пор поведение девочки свидетельствовало об абсолютном ее нежелании что-то менять и принимать какую-либо помощь. Только теперь мы видим, как старался ребенок. Зато и Лиза почувствовала, что учительница пыталась помочь. Теперь, более уверенные друг в друге, они снова попробуют двигаться вперед.
Многие ученики, особенно средней школы, не могут найти подходящих слов, чтобы выразить свои истинные чувства. Им так нужна помощь учителя, который сформулирует, почти доскажет то, что не находит пока адекватной формы. Умение читать между строк, за словами ученика услышать его истинные чувства, его истинное сообщение – вот еще одно из многих умений, которое необходимо освоить учителю. Ким чувствует, что она освоила первую страничку в этом учебнике.
Октябрь. Дневник Ким.
Полнолуние? Хэллоуин? Что еще виновато в том, что мои ученики гуманитарного класса лезли на стенку всю неделю?
Кончается первая четверть. (Одна позади – три впереди.) Я судорожно проверяю гору тетрадей, чтобы выставить итоговые оценки. Куча ошибок! Многие ученики сдали работы позже назначенного срока. Все выходные я сидела, исправляя их. Теперь я поняла: нельзя принимать задолженности в последний день. Хотя бы за неделю до конца четверти. И потом, хотя многие учителя так поступают, я не буду принимать работы спустя месяц после срока сдачи. Пусть учатся рассчитывать время. С другой стороны, все же приятно, что ученик выполнил задание, даже если не вовремя. Это шаг вперед в его образовании. Словом, налево смотрю – скала, направо смотрю – пропасть.
Все-таки хочется закончить четверть на чем-то позитивном. Лора всегда напоминает: “Ищи положительные моменты во всем!” Вот вам положительный момент.
В одном классе у меня есть девчонка, которая всю четверть опаздывала, не делала домашних заданий, просто вела себя предельно нагло. Когда я последний раз оставила ее после уроков, чтобы отругать, в класс случайно зашла Лора. Она взяла на себя роль посредника между нами. Мы наконец получили возможность спокойно и откровенно обсудить, что же происходит. И, как ни странно, хотя встреча была не первая, мы впервые сумели нащупать какой-то выход. На следующий день девочка пришла на урок до звонка и даже вызвалась отвечать. Я первый раз поставила ей хорошую оценку. Я реалистка и понимаю, что так будет не всегда. Но мне кажется, моя ученица и я вместе нашли дорогу к взаимопониманию, несмотря на многие трудности. Когда Лора поговорила с нами, мы сделали шаг вперед. Теперь, даже если все снова осложнится, я буду помнить, что мир и понимание с самыми трудными учениками – дело достижимое. Спасибо, Лора!
Да, я провела первое свое родительское собрание. Оно меня совершенно измучило, потому что я сверхтщательно подбирала слова. Человек, который когда-нибудь напишет словарь учительских эвфемизмов, страшно разбогатеет. Сколько есть способов вежливо сказать: “У вашего ребенка ничего не получается на моих уроках”. Меня порадовало, что большинство родителей беспокоятся о своих отпрысках и стараются им помочь.
Я страшно устала, а когда высплюсь – непонятно.
Сегодня я отвечала на глобальный вопрос. Мой ученик на перемене поинтересовался, почему он должен учить английский, если он и так может сказать все, что хочет, написать так, чтобы все поняли, и прочесть любую вывеску. Я не могу объяснить свою реакцию на этот вопрос: мной овладело бешенство, глаза остекленели, и я убежала. У меня был целый урок, чтобы успокоиться, я еще и преподавать пыталась в это время. Бедный ребенок, задавший страшный вопрос, никогда не видел меня такой взволнованной.
Лора говорила, что преподавание подобно езде на велосипеде по пересеченной местности, когда необходимо твердо держать руль. Я думаю, ученики тоже дотягиваются до руля, тоже управляют движением. Моя задача – помочь им понять это, почувствовать, что и они могут вести велосипед независимо и свободно. Родители тоже должны чувствовать свою причастность к управлению. Без них велосипед свалится.
Я отвечу тому мальчишке на его вопрос, только сначала подумаю, зачем я пошла преподавать английский.

Перевела с английского
Людмила Печатникова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru