Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Галина ВЕЖЕЛЬ

Как нам построить приветливую школу?

О профессоре Риттельмайере и его книге
«Архитектоника школы»

Все взрослые хотят, чтобы дети были счастливы. И делают для этого все что могут. Например, строят школы-ящики из бетона, фабрики обучения. На самом деле взрослые хотят чего-то другого. Но у них получается так прежде всего потому, что взрослые не дети, а детей к созданию предназначенного для них школьного здания не допускают. Взрослые знают все сами и действуют, как велят общественная идеология и экономические возможности. Ни государство, ни исполнители его воли – архитекторы не хотят, чтобы в результате их действий вырастали поколения, которые и во взрослой жизни не могут избавиться от душевных травм, нанесенных им в детстве школой. Они – заложники закона «мини – макси», определяющего государственную политику в отношении населения. Минимум средств – максимум эффективности! Интеллигентная администрация велит красить стены в пастельные тона, отдавая предпочтение абстрактным орнаментальным росписям, слегка проступающим на общем фоне. Администрация другого толка велит покрыть стены детских учреждений многоцветной татуировкой, отдавая предпочтение сюжетам, характерным для своего пионерского детства и комсомольской юности. И получается школьный дом, в котором есть стены и классы, но нет места для жизни детской души.
Для профессора Кристиана Риттельмайера, автора книги о красивых и удобных школьных зданиях, «пространство детской души» не метафора и не образ, а реальность, исходя из которой он строит свою теорию. Чтобы выяснить, какая же школа на самом деле нравится детям, он разговаривает с ними об этом. Вот, например, что говорили дети, рассматривая фотографии фасадов разных зданий и как бы превращаясь в них: «Я чувствую себя так одиноко, передо мной только улица. Я спрашиваю себя: войдет ли кто-нибудь в меня с удовольствием», «О Боже, как я безобразен, выгляжу так, как будто уже двадцать лет как я умер», «Я чувствую себя свободным, независимым, подвижным, роскошным».
«Часто бросалось в глаза, что дети как бы переживали мимику и жесты всего здания, отдельных помещений или деталей фасада,– пишет профессор.– До сих пор в теории школьного строительства слишком мало задумывались над тем, что здание школы в известном смысле производит впечатление, схожее с впечатлением от личности учителя. Ведь для учеников важна не только компетентность преподавателя в своем предмете, но и его интерес к каждому ученику, его чувство справедливости, его социальная активность и многое другое. А ведь каждое здание «рассказывает» о чем-то, «ведет себя» определенным образом. Оно может подавать «сигналы». Так, например, большие таблички-указатели на дверях классных комнат школьники называют наглыми, так как они заранее предполагают тупость детей. А ощущение свободы в школьных стенах может быть связано для них с тем, что архитектонические элементы не угнетают друг друга. И наоборот, потолочные перекрытия могут оказывать давящее впечатление». В результате многолетних исследований выяснилось, что школьники и учителя воспринимают свою школу как место положительных эмоций, если ее планировка и цветовые решения отвечают трем главным критериям.
Первый. Если школа дарит богатство впечатлений.
Второй. Если школа поддерживает чувство свободы.
Третий. Если школа вызывает ощущение теплоты и приветливости.
При том что книга достаточно фундаментальна, она не содержит готовых рецептов о том, как именно сделать конкретную школу уютной и душевной. Единственное руководство к действию, которое можно увидеть в тексте, – три заповеди, обращенные к школьной администрации: не навреди в попытке исправить то, что есть, узнай у детей, в какой школе они хотят учиться, учти, насколько возможно, их пожелания.
Удивительное дело, но это так: в строгой научной книге есть главный герой – дети. Скажете, в научном исследовании не может этого быть? Но именно в этом преимущества «Архитектоники школы» – книги, наполненной желанием понять, каким видят мир дети.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"