Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРЕГОВОРНАЯ ПЛОЩАДКА: ГРАНИЦЫ РАСШИРЯЮТСЯ

Министр признает:
силами самой системы реформировать образование не удастся

В переговорах участвовали Владимир Филиппов, Ярослав Кузьминов, Александр Адамский, Любовь Глебова, Александр Шишлов, Виктор Болотов, Владимир Третьяков, Андрей Мицкевич, Владимир Шадриков, Анатолий Пинский, Сергей Монахов, Лев Боркин…

Разговор о взаимодействии системы образования и гражданского общества оказался эффективным. С этого заявления Ярослава Кузьминова и началась работа переговорной площадки, организованной в кабинете министра образования. Владимир Филиппов попросил вносить конкретные предложения, напомнив, что 26 ноября Министерство обязано сдать правительству подробный график работ и план мероприятий по реформе образования.
Попечительство: вопрос об инициативе общества. Участники проблемной образовательной дискуссии пришли к выводу, что попечительская деятельность должна пониматься намного шире, чем создание попечительских советов. Депутат Государственной думы Любовь Глебова предостерегала от организации школьных советов попечителей по приказу министерства. Но “если не рекомендовать каждой школе создать попечительский совет, – заметил Владимир Филиппов, – то процесс может затянуться на годы”.
И все же обязательность школьных попечительских советов – пагубна, сказала Любовь Глебова, а вот создание условий для возникновения попечительства скорее всего окажется очень эффективным. Для этого, поддержал ее Владимир Филиппов, депутаты и должны принять налоговые льготы, добиться политических решений со стороны президента и правительства.
В качестве формы взаимодействия власти и общества по вопросам образования должен быть создан Совет образовательной политики при Президенте России.
Сергей Монахов рассказал о возможности организовать взаимодействие общества и власти с помощью образовательной информационной среды как модели гражданского общества, как структуры неформального образования. Он обратил внимание на перспективность создания общественных образовательных сетей как особой институциональной формы в образовании.
Особенности законодательной базы. Одна из серьезных проблем – правовое обеспечение взаимодействия гражданского общества и государства по вопросам образования.
В результате дискуссий стало очевидно: необходима новая редакция положения о попечительском совете, закон о попечительской деятельности, развитие нормативной базы общественного образовательного договора, говорилось и о необходимости узаконить деятельность школьных компаний, вообще школьного предпринимательства.

Обязанности по сбору всей информации об организациях, желающих участвовать в тематических общественных дискуссиях, возложили на Ярослава Кузьминова. По предложению Любови Глебовой дискуссионные площадки будут вынесены из Министерства образования, а все инициативы – структурированы и направлены в соответствующие органы государственной власти.
Участники переговорной площадки сформулировали темы общественно-государственных дискуссионных площадок: “гражданский контроль качества образования и образовательных услуг”, “Воспитание в школах. Социальные инициативы”, “Образование для негосударственных организаций”, “Образование и армия”, “Создание единой информационной образовательной среды”, “Гражданская экспертиза и конкурс инновационных проектов”, “Диалог работодателей и системы образования”.
“Мы все еще в начале пути, – сказал Владимир Филиппов, – но понимаем, что сделать серьезную реформу образования силами одной системы образования мы не сможем”.
Продолжение работы переговорной площадки намечено на конец января.

Наталия ИШТРИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"